ПРОЧИТАВ опубликованную в "НГ" статью Натальи Айрапетовой "Визовый режим как часть общей системы безопасности", не могу согласиться с содержащимися в ней рассуждениями по поводу отношений России со странами СНГ, особенно с Грузией. Из статьи не совсем ясно, чем определяется позиция автора - то ли заботой о безопасности РФ, то ли тем, что за все надо платить в эпоху рынка. Забота о безопасности страны - дело нужное, но благим оно становится при двух условиях: во-первых, не человек живет для государства, а государство помогает человеку организовать достойную жизнь; во-вторых, государство ассоциируется не с группой лиц, решающей свои проблемы, а с сильной духовной идеей, ради которой вообще стоит жить в этом государстве, и скорее всего это не идея рынка. В любом случае позиция автора, как и вся современная политика России по отношению к бывшим республикам Союза, не учитывает некоторых важнейших обстоятельств.
Сегодняшние страны СНГ - искусственные образования, напоминающие комнаты больших хозяйских домов, доставшиеся после 1917 г. случайным жильцам: хозяин бежал, и сколько кто успел занять при дележе - столько и считает своим. Это и в самой России происходит - в той же Чечне, например, воинственные горцы требуют независимости, но прихватывают заодно территорию, которая никогда им не принадлежала. Возникает множество несуразностей, когда одни народы оказываются разделенными госграницей, а другие объединены "одним дефисом": Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. "Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои", - сказано в Ветхом Завете. Но границы, из-за которых ссорятся народы СССР, вовсе не древние, они были навязаны большевистской властью, часто приносившей права народов в жертву своим сиюминутным интересам. До поры до времени народы, оказавшиеся в "нерушимом" Союзе, не обращали большого внимания на эти границы, но не столько из-за сталинского тоталитарного режима, сколько вследствие многовековой традиции, ибо не большевики собрали вместе эти народы - их кропотливо собирала великая Российская империя, движимая осознанием своей духовной роли хранительницы Православия, какие бы искаженные формы ни принимала порой в истории эта идея. Единоверцы на Кавказе и в Закавказье встречали Россию как защитницу веры и жизни, но и мусульманские народы в итоге обретали в ней достойное бытие. Противились России только язычники - как дикарь противится цивилизации. В итоге за несколько веков на Кавказе, особенно в Грузии, сформировалось преимущественно ориентированное на Россию население. Тбилиси и сейчас многонациональный город, а до революции 1917 г. в нем жили никем не притесняемые русские, армяне, азербайджанцы (кавказские татары, как их называли), курды, евреи, украинцы, немцы, китайцы. Причем грузин, как свидетельствуют путеводители 10-20-х гг., в самом Тбилиси было даже не большинство. Между этими народами под эгидой России установились трогательные отношения. Старожилы помнят, что в Тбилиси человека определяли не по национальности, а по району: кто с Авлабара, кто с подножия Свято-Давидовской горы, кто с Воронцова, а кто с реки Веры. Люди знали - и до сих пор поименно помнят - многие дома: "Караван-Сарай" Африкянов на Майдане, аптеки Оттена и Гейне, дома Манташева, и т.п. Большая часть интеллигенции, духовенства, купечества, да и простого народа не мыслила себя без России, без царя и с любовью относилась к армии. Столица Грузии стала культурным центром, привлекавшим поэтов, художников, певцов с мировым именем.
Большевики захватили власть, вытеснили на Кавказе меньшевиков-шовинистов, запретили исповедовать религию, но отнимать у России статус заступницы не входило в их планы. В 70-е гг. Шеварднадзе сказал, что для Грузии солнце восходит с севера. Если не для самого первого секретаря ЦК КП Грузии, то для многих жителей это было правдой.
Процесс так называемого обретения независимости Грузии происходил у меня на глазах. Те, кто говорит, что народ Грузии (видимо, как и многих других республик Союза) выбрал путь независимости, мягко говоря, лукавят. Народ, давно позабывший о свободе, а в последние десятилетия советской истории духовно искалеченный, ничего не выбирал. Он с недоумением и ужасом наблюдал, как свезенная на автобусах обезумевшая толпа, парализовав городскую жизнь, подхватывала крики провокаторов и, выдвигая безумные лозунги типа "долой дебильную Русскую империю", угрожала всякому несогласному. Безумные слова вылились в кровавые дела и привели цветущую Иверию к катастрофе. Старая власть бежала, а за кулисами нового представления проступили очертания конкретных режиссеров.
Не сомневаюсь, что многие из тех, кто ратовал за независимость Грузии, прекрасно существуют в дальнем зарубежье или в той же самой ненавидимой ими России. Так что скорее верна другая формула: народ, растерявший веру и сплоченность, ничего не смог противопоставить безумным планам авантюристов, воспользовавшихся всеобщей неразберихой при крушении советского колосса. Сегодня в Грузии голодающее (в буквальном смысле) население всех национальностей оказывается заложником захватившей власть новой-старой элиты, заменившей миф времен Звиада Гамсахурдиа о мандаринах и чае угрозами создать базы НАТО назло России.
Но в итоге в Грузии оказались брошенными сотни тысяч людей, которые, любя грузинскую землю и ее южный климат, не мыслили своей страны без Москвы. Это не "русскоязычные", не "меньшинства", а люди, до сих пор осознающие себя россиянами в дореволюционном смысле, подданными Российской империи. И этих людей власть РФ, признавшая свое преемство от СССР, но не от той России, "кинула", как сейчас модно говорить, а проще говоря - предала. Чиновники и военные (кто не погиб) уехали, а потомки многовековых "россиян" - армяне, азербайджанцы, славяне, да и сами грузины - были оставлены на произвол безвластия. Даже там, где не было войны, оказались разделенными родные люди, страдающие по вине бесчеловечных и беспомощных политиков. Потому и границы, которые вдруг возникли там, где их никогда не бывало, и на которых, что греха таить, нередко берут взятки и издеваются над бесправием человека, не имеющего средств лететь самолетом, и письма и переводы, почти не доходящие до адресата, и телефонные звонки, для многих невозможные по стоимости, а теперь еще и визы, - все это не бандитов пугает, а приводит большую часть народа по обе стороны границы в отчаяние. Возникает впечатление, что тот самый мальчик из сказки о "стране невыученных уроков", разделивший зайчиков и сложивший лошадь с коровой, давно вырос и занимается национальной политикой.
Когда Россия ведет себя так, будто она извиняется перед соседними странами (что не нравится г-же Айрапетовой), быть может, она чисто инстинктивно припоминает, что это вовсе не соседние страны, а потенциальные части ее самой, и они станут реальными ее частями, когда сама Россия встанет на путь духовного самоосознания - не как империя, не как монархия, а как та страна, которую за православную веру и способность к покаянию пред Богом называли "Святой Русью". И если Россия на пороге нового века решилась выправить крен последних десятилетий и навести порядок в своем доме, то этого нельзя делать ценой забвения о людях, тем более о тех, которые считают Россию - вопреки "эпохе рынка" - своей матушкой.