0
761
Газета Полемика Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Административная реформа: а судьи кто?

Евгений Сапиро

Об авторе: Евгений Саулович Сапиро - доктор экономических наук, профессор, директор Научно-информационного центра Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: суд, реформа


Дискуссия об административной реформе, развернутая в "НГ" в статьях Вячеслава Костикова "России нужна бюрократическая революция" и Валерия Антипова "С чего начать реформу административной системы", важна как минимум по двум причинам. Первая - актуальность темы. Вторая - ее своевременность: именно сейчас, в соответствии с поручением президента или инициативно, несколько рабочих групп готовят предложения по реформе власти вообще и государственной службы в частности (например, рабочая группа Госсовета, возглавляемая Юрием Лужковым). В этих условиях у истины, родившейся в спорах, появляется шанс быть не только услышанной, но и востребованной.

Сегодня наблюдается почти стопроцентная солидарность по следующим принципиальным позициям:

- государственная служба, несмотря на ее многообразие (публичная, военная, дипломатическая, судебная, правоохранительная, правозащитная...) должна быть единой системой, в рамках которой в то же время учитывается специфика каждой из подсистем;

- возможности карьерного роста, самореализации, материальное и социальное обеспечение государственных служащих во всей системе государственной службы должны обеспечивать ее привлекательность, конкурентоспособность на рынке труда;

- должен быть обеспечен баланс персональных прав и персональной ответственности для каждого государственного служащего, существенно повышающий эффективность государственной власти в целом.

В то же время предложения по реформированию не учитывают целый ряд принципиальных моментов.

И среди официальных лиц, и среди привлеченных экспертов немало сторонников того, чтобы сфера реформирования ограничилась государственными служащими, не затрагивая структуру органов государственной власти.

Конечно, чем объемнее проблема, тем больше в ней полярных, сталкивающихся интересов, тем труднее их оптимизация. Но сложность и конфликтность возрастают на порядок, если параллельно ведется поиск ответов на следующие вопросы:

- имеет ли вообще право на жизнь то или иное ведомство;

- если имеет, то какие конкретные функции в системе государственной власти и в каком объеме оно может и должно эффективно выполнять;

- если эти функции определены, то являются ли они государственными (т.е. функциями института государственной власти), а не вспомогательными, обеспечивающими, инфраструктурными.

Первый вопрос может быть расшифрован следующим образом: насколько соответствует сложившаяся структура органов государственной власти тенденциям и реалиям российского демократического, рыночного государства?

С этих позиций вряд ли заслуживают одобрения недавние попытки Евгения Примакова и Юрия Маслюкова воссоздать отраслевые промышленные ведомства. Точно так же нецелесообразно иметь самостоятельные федеральные ведомства или внутриведомственные подразделения по тарифному регулированию (например, в МПС) при наличии Министерства антимонопольной политики.

Последние месяцы со страниц газет и журналов не сходят прогнозы грядущих изменений в структуре правительства. Большинство аналитиков сходится во мнении, что будет сведен к минимуму институт вице-премьеров, произойдет укрупнение и, соответственно, резкое уменьшение числа федеральных министерств, рассматриваются варианты объединения ведомств (преимущественно, финансово-экономического блока). Если вспомнить совсем еще недавнюю, новейшую историю структурных изменений в правительстве - от позднего Черномырдина до раннего Касьянова, то предполагаемые новации представляют собой движение по одному и тому же кругу. Замкнутость этого круга определяется многолетним торжеством спорного (и, на наш взгляд, ошибочного) положения: правительство было и остается исключительно хозяйственным органом, лишенным возможности выполнять сколько-нибудь серьезные политические функции, которые сосредотачиваются исключительно в президентских структурах - в администрации президента и Совете безопасности.

При таком подходе не приходится рассчитывать на высокую дееспособность правительства, основанную на оптимальном соотношении его прав и ответственности. Не обладая соответствующими политическими правами, высший орган исполнительной власти страны оказывается вовсе не высшим, превращается в коллективного мальчика для битья.

Совершенно иной и далеко не бесконфликтный аспект проблемы "президент - правительство" все явственнее проявляется в связи с созданием института полномочных представителей президента (полпредов). Убежден, что в сложившейся ситуации введение федеральных округов и полпредов было не только оправданным, но и необходимым. При условии, что полпреды - лишь элемент, хотя и один из важнейших, президентской властной структуры, что их полномочия ограничиваются тем, что делегирует (поручает) им президент, исполняя п.2 ст.80 Конституции РФ (охрана суверенитета, независимости, территориальной целостности страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти). Между тем и в планах, и в деятельности полпредов все чаще начинают звучать темы, явно выходящие за эти далеко не узкие рамки: региональные (окружные) инвестиционные и социальные проекты, внешнеэкономическая деятельность и т.д.

Институт полпредов молод. Он еще ищет свое место в системе государственной власти, и его болезни можно отнести к болезням роста. Чего не скажешь о другой структурной болезни - дублировании, мягко говоря, администрацией президента и Советом безопасности функций правительства, его ведомств. Самый близкий мне пример: при всех комбинациях и трансформациях министерства с девичьей фамилией Миннац (национальной, региональной, федеративной политики) его функции как минимум на три четверти перекрывались соответствующими управлениями администрации президента, по численности сотрудников сопоставимыми с министерствами.

Можно ли, приступая к реконструкции, модернизации "бюрократической машины", игнорировать эти как застарелые, так и свежие дефекты? Ответ очевиден.

И еще один принципиальный вопрос, по которому В.Антипов, на наш взгляд, добросовестно заблуждается. Речь идет о разработчиках реформы.

В.Антипов прав, утверждая, что реформирование аппарата нельзя поручать аппарату, ведомствам, которые сами являются потенциальным объектом реформирования и в связи с этим вряд ли могут претендовать на объективность. Но кому же В.Антипов предлагает поручить эту деликатную и не очень благодарную работу? "Только научному учреждению - специальному институту при парламенте..." И далее: "единственный орган, который может систематически и целенаправленно поправлять административно-хозяйственную систему, - парламент (выделено нами. - Е.C.). А точнее - комитет по государственному и административному строительству".

Во-первых, создание специальной структуры (научного учреждения) при Государственной Думе - прецедент. Во-вторых, прецедент не самый обоснованный - парламентская структура выступает разработчиком системы, включающей в себя и другие ветви власти как на федеральном, так и на и региональном уровнях. В этом случае право на положение "над схваткой" имеет лишь президент. Не его администрация, а лично он. Тем более что в данном случае именно Владимир Путин является инициатором реформирования. Кому конкретно он должен поручить возглавить эту работу - второй вопрос. Идеально, если бы это был его персональный назначенец, со статусом советника или специального представителя президента, заведомо не имеющий личных и корпоративных интересов в будущих реформированных структурах власти. Представляется, что подобный прецедент был бы логичнее и технологичнее. Но это уже другая тема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1359
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1297
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1526
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1257

Другие новости