0
1965
Газета Политика Интернет-версия

05.10.2011 00:00:00

Русский опыт не пригодился Черногории

Георгий Заболотский

Об авторе: Георгий Заболотский - кандидат исторических наук.

Тэги: черногория, рпц, спц


черногория, рпц, спц Самопровозглашенный митрополит Михайло Дедеич опирается на сторонников черногорской независимости.
Фото с сайта www.kurir-info.rs

Состоявшийся в середине лета визит в Черногорию главы Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Илариона (Алфеева) не привел к ослаблению напряженности в отношениях между властями этого молодого государства и епархиями Сербской Православной Церкви (СПЦ), действующими на его территории.

Руководители и Черногории, и Черногорско-Приморской митрополии СПЦ одинаково вежливо выслушали тогда сообщение митрополита Илариона об «опыте выстраивания церковно-политических отношений в условиях формирования независимых государств на постсоветском пространстве». Однако воспользоваться советами главы ОВЦС оказались не в состоянии. Причина этого заключается в принципиально различных исторических путях развития Русской и Сербской Церквей.

Особенно это касается Черногории. Православие на ее землях появилось благодаря основателю Сербской Церкви святому Савве, учредившему здесь в XIII веке Зетскую епархию, ставшую потом Цетиньской, позднее Черногорско-Приморской митрополией с местопребыванием в Цетинье. Местный владыка в отсутствие светской власти у черногорских сербов вынужден был брать на себя функции управления этим малочисленным горским народом. Оказавшись на долгие столетия под османским владычеством, Сербия и ее Церковь влачили жалкое существование. Иное дело – труднодоступные черногорские земли и здешняя Церковь, фактически развивавшаяся автономно благодаря поддержке России. Не случайно один из Предстоятелей Черногорской (Цетиньской) Церкви Петр II Петрович-Негош был рукоположен в 1833 году в епископы в Санкт-Петербурге. Получив на Берлинском конгрессе 1878 года государственную независимость, Черногорское княжество законодательно оформило автономное положение своей Церкви. Вплоть до присоединения Черногории Сербией в 1918 году никто из сербских церковников самостоятельный статус Цетиньской Церкви под сомнение не ставил. Когда же в новом Королевстве сербов, хорватов и словенцев дошло до создания объединенной Сербской Православной Церкви, цетиньские священники сочли «целесообразным и оправданным, чтобы святая автокефальная Церковь Черногории объединилась с независимой Православной Церковью Сербии».

Когда в конце 90-х годов XX века в черногорском республиканском руководстве укрепились суверенисты, выступившие за восстановление черногорской государственности путем отделения Черногории от Сербии, чей лидер Слободан Милошевич ввергал государство в одну авантюру за другой, клир Черногорско-Приморской митрополии СПЦ однозначно встал на сторону Белграда, противившегося такому отделению. С тех пор черногорские власти и православные священники пребывают в резком политическом противостоянии.

Не изменил ситуацию и общенародный референдум 2006 года, на котором 55,5% черногорских граждан высказались за независимость, после чего Черногория стала общепризнанным суверенным государством. Местное духовенство во главе с Черногорско-Приморским митрополитом Амфилохием (Радовичем), по сути дела, не смирилось с новой исторической реальностью. Оно отвергает существование черногорцев как народа (при том что, по официальной переписи, 45% населения страны определяют себя как черногорцы, 29% – как сербы), не допускает названия «черногорский язык» для используемого в республике сербского языка иековского говора, хотя это предусмотрено Конституцией. Правда, черногорские лингвисты, явно увлекшись конструированием нового языка, стремятся сделать его нормой едва ли не все архаичные слова и звуки.

Вряд ли найдется мало-мальски значимый политический вопрос, по которому митрополия публично не высказала бы свое, как правило, отличное от республиканских властей мнение. Те в ответ рассматривают церковников как «пятую колонну», сеющую вражду в черногорском обществе и пекущуюся исключительно о правах живущих в республике сербов. Иными словами, Черногорско-Приморская митрополия СПЦ, имея все исторические основания для полноценной пастырской деятельности в православной Черногории, своей политической практикой резко сузила свое распространение и влияние в этой стране.

Как результат, в православной среде произошел раскол. В СМИ нередко стали высказываться предложения о выселении «сербских» священников из «черногорских» храмов и передаче их в руки «истинно» черногорской Церкви. На эту роль уже претендует дюжина бывших священников Сербской и других Церквей, зарегистрировавшихся как Черногорская Православная Церковь. Возглавляет их Михайло Дедеич, изгнанный в свое время из СПЦ за неблаговидные поступки. Он носит архиерейский клобук белого цвета, что принято в Русской Церкви, но никогда не было ни в Сербской, ни в Черногорской автокефальной Церквах. Его паству в основном составляют активисты суверенистских партий, противостоящих митрополиту Амфилохию.

Отдает ли последний себе отчет в том, как далеко зашло дело? Видимо, да. Будучи многоопытным клириком, образованным теологом, свободно говорящим кроме родного на греческом, русском и французском языках, митрополит Амфилохий, конечно, понимает, что ситуация накалена до предела и может в любой момент выйти из-под контроля. Каков же выход? Его подсказал в ходе визита в Черногорию митрополит Иларион: конфедеративный статус Черногорской митрополии внутри СПЦ. Амфилохий отмолчался, видимо, считая такой статус для своей митрополии избыточным. Но уже завтра он может оказаться недостаточным. И в Черногории вновь появится автокефальная Церковь. Однако уже с неканоничным клиром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
964
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1153
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
911
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1096

Другие новости