0
3610
Газета Политика Интернет-версия

18.01.2012 00:00:00

Одна умма хорошо, а две – лучше

Михаил Гусев

Об авторе: Михаил Николаевич Гусев - кандидат экономических наук, востоковед; Оксана Андреевна Коткина - студент-востоковед.

Тэги: индонезия, ислам


индонезия, ислам В Индонезии примерно в десять раз больше правоверных, чем в нашей стране.
Фото Reuters

В Республике Индонезия превалирует склонность к умеренному исламу, хотя и в этой стране присутствуют радикальные настроения. В нелегком противостоянии с исламистами нужны союзники. Складывается впечатление, что Индонезия избрала для этой цели мусульманскую общину России.

Выбери меня!

Российская умма не столь велика, ее численность составляет порядка 23 млн. человек. По сравнению с численностью мусульман в мире – около 1,5 млрд. и с численностью индонезийских мусульман (около 95% 240-миллионного населения архипелага) это немного. Но в контексте политического веса России их значимость повышается. Под воздействием этих факторов Индонезия наращивает контакты с российскими мусульманами.

С другой стороны, существует заинтересованность России в укреплении своих позиций в Юго-Восточной Азии, где Индонезии принадлежит ключевая роль. Примером тому может служить прошедший 18–19 ноября 2011 года Восточноазиатский саммит (ВАС). Начиная с 2010 года Россия является его полноправным участником наравне со странами АСЕАН (Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Брунеем, Филиппинами, Мьянмой, Вьетнамом, Камбоджей, Таиландом и Лаосом), а также США, Австралией, Новой Зеландией, Китаем, Японией, Индией и Республикой Корея. Несколько лет наша страна добивалась этого статуса. Ведь участие в подобных интеграционных проектах открывает перспективы для привлечения капиталов из Юго-Восточной Азии на развитие экономики Сибири и Дальнего Востока. Идею присоединения России к ВАС поддержало большинство стран-участников. Но Индонезия противостояла подобному решению. Ведь для нее Россия является конкурентом в области поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона сырьевых и энергетических ресурсов, прежде всего сжиженного газа. В конечном итоге индонезийское руководство оценило возможность использования российского опыта в таких сферах, как энергетическая безопасность и энергетика, в том числе атомная, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий. Возможно, некоторое влияние на руководство страны оказало сотрудничество индонезийских мусульман с их российскими единоверцами.

Да и для российской уммы в намечающемся сотрудничестве просматриваются определенные прагматические цели. Необходимо определиться с местом российских мусульман в формирующейся новой системе координат всего исламского мира. Руководитель аппарата Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов во время визита в Индонезию в марте 2011 года сказал: «Индонезия, как и Россия, является многонациональной и мультикультурной страной. Разница заключается только в том, что индонезийской умме не пришлось пережить 70-летний период гонений, как российским мусульманам в годы советской власти. Поэтому нам, несомненно, есть чему поучиться у индонезийских собратьев».

Но тут возникает другая проблема. Поучиться-то, конечно, есть чему, но кого конкретно обучают своему видению исламского вероучения индонезийские богословы – улемы? На настоящий момент исламская умма является одной из самых раздробленных религиозных общин нашей страны. Сейчас насчитывается более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов). Большинство из них объединено в три крупные централизованные организации. Первая из них – Совет муфтиев России. Эта структура и подконтрольное ей Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) позиционируют себя в качестве представителей подавляющей части мусульман России, что вряд ли отвечает действительности. Сфера влияния СМР и ДУМЕР постоянно сужается. Этот образующийся вакуум пытаются заполнить другие исламские объединения, такие как Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и Российская ассоциация исламского согласия (РАИС).

Руководители этих объединений, а также отдельных региональных муфтиятов пытаются укрепить свое положение в общероссийском масштабе посредством расширения и упрочения международных связей. Индонезия в этом плане представляет немалый интерес, являясь крупнейшей страной исламского мира. Но раздробленность российской уммы весьма затрудняет для потенциальных внешнеполитических партнеров возможность наладить с ней союзнические отношения.

Пока основные контакты между представителями мусульман Индонезии, не учитывающей изложенных нюансов, и уммой России осуществляются по линии Совета муфтиев. На вопрос о том, почему индонезийские мусульманские организации сотрудничают только с этой структурой, Аджи Сурья, уполномоченный посольства Республики Индонезия в Москве по делам образования, просвещения и социально-культурной политики, ответил авторам этой статьи: «Развивая отношения между мусульманами наших стран, мы не думаем о политике или борьбе за власть. Нам важно повысить уровень исламских знаний среди простых людей. На самом деле мы сотрудничали и с мусульманами из Петербурга, Казани, Уфы и Махачкалы. Мы чувствуем, что они очень разные. Но ведь и в Индонезии такая же ситуация: существует несколько исламских организаций», – заключил дипломат.

Совместное исламское предприятие

Инициатором и движущей силой сотрудничества по исламской линии с нашей страной остается Индонезия. В число мероприятий входят усилия по созданию совместного производства халяльной (дозволенной к употреблению в пищу мусульманами) продукции, налаживанию на паритетных началах исламского банковского сектора. К этому следует также добавить организацию обмена студентами и преподавателями исламских учебных заведений между Россией и Индонезией.

В определенной степени эти инициативы можно рассматривать как миссионерскую деятельность со стороны Индонезии. Одним из наиболее заметных шагов в этом направлении явился организованный индонезийской стороной визит руководящего состава Совета муфтиев России в Индонезию в конце марта 2011 года. Российская делегация провела ряд встреч с официальными представителями государственных структур, в частности, министром по делам религий Али Сурьядарма и генеральным представителем МИД Индонезии по делам Европы и Америки Ретно Лестари Приансари, руководителями ведущих учебных заведений, исламских организаций, общественных учреждений. Задачи, которые стояли перед представителями российских мусульман, – обмен опытом в развитии исламского банкинга и организации хаджа, обсуждение вопросов образования и обмена студентами, знакомство с руководителями местных средств массовой информации.

Состоялась встреча с представителями Совета улемов Индонезии, который объединяет две крупнейшие мусульманские структуры: «Мухаммадия» и «Нахдатул Улама». На переговорах с генеральным секретарем Совета улемов Мухетдином Джунайди российские представители достигли соглашения о заключении в ближайшее время – во время ответного визита в Россию – договора о сотрудничестве и взаимопонимании между организациями. Также состоялась встреча с руководством исламского банка «Муамалат», который является крупнейшим исламским банком не только в Индонезии, но и в исламском мире. Годом ранее специалисты этого банка впервые в России провели открытую лекцию, ознакомили аудиторию с концепцией исламской экономики, историей развития исламского финансирования и банкинга в Индонезии, рассказали о современном положении дел в этой сфере, о работе самого банка и о шариатском контроле за деятельностью исламских финансовых институтов. Во время встречи с директором банка Фаруком Абдуллахом Альвини и главой корпоративного секретариата Дельюзаром Сиамси российские гости договорились об обучении на курсах повышения квалификации российских специалистов по исламскому банкингу. Интерес российских мусульман к сотрудничеству в сфере исламского банковского дела был подтвержден в ходе повторного визита российской делегации в банк «Муамалат» в июне.

Тем не менее вряд ли активизацию индонезийцев на российском мусульманском пространстве следует рассматривать вне основных направлений проводимого курса. При всей значимости успехов или провалов этих мероприятий в активе его достижений на первом месте фигурируют не тонны произведенной совместно халяльной продукции, не количество и объем сделок в рамках исламского банковского сектора. Главное – продвижение в зарубежной среде идей и интересов ислама в его индонезийском понимании и утверждение факта присутствия Индонезии на российском мусульманском политическом поле.


Индонезийские улемы готовы стать наставниками мусульман России.
Фото Reuters

Духовно-академический обмен

Быть может, особое значение в этом проекте имеет обмен студентами и преподавателями между исламскими учебными заведениями. Именно на этой форме сотрудничества был сделан акцент в речи посла Индонезии в России Хамида Авалуддина во время его встречи с журналистами 25 ноября. В 2009 году ректоры Российского исламского университета (Казань), Московского исламского университета и Махачкалинского института теологии и международных отношений посетили Индонезию для установления межвузовских отношений с высшими учебными заведениями Индонезии. В 2010 году в Индонезию из России по линии Совета муфтиев были отправлены для обучения в мусульманских учебных заведениях 10 студентов, в 2011 году – 27. Всего в Индонезии в настоящее время находятся 36 российских мусульман – студентов и аспирантов. Они съехались в Страну трех тысяч островов из разных городов России: Москвы, Петербурга, Казани, Грозного, Махачкалы. Большинство из них проходят обучение в Исламском государственном университете имени Шарифа Хидаятуллаха в столице Индонезии – Джакарте. Но есть и такие, кто учится в Университете имени Маулана Малика Ибрагима в Маланге и в Университете Сунан Калиджага в Джокьякарте. Важно отметить, что все расходы на обучению российских студентов в мусульманских университетах Индонезии (включая общежитие, питание, приобретение учебных материалов и даже стипендию), а также на пребывание индонезийских преподавателей в России берет на себя индонезийская сторона.

В прошлые века странствующие проповедники и дервиши несли ислам в массы, зачастую распространяя упрощенные идеи среди малообразованной или даже практически неграмотной публики. Если рассматривать обмен студентами и преподавателями как новую форму миссионерской деятельности, то в данном случае она проводится образованными людьми среди образованных людей, что соответственно повышает ее эффективность. Думается, что, проучившись в Индонезии длительное время и вкусив другое понимание и восприятие действительности, наши молодые соотечественники в определенной степени станут проводниками идей и взглядов, полученных извне. Правда, Аджи Сурья на встрече с журналистами 25 ноября подчеркнул, что Индонезия не рассматривает студенческие обмены в качестве миссионерской деятельности. «Миссионерством можно назвать лишь попытки обратить в свою веру представителей другой религиозной традиции. Причиной же, по которой российским мусульманам может быть полезно обучение в Индонезии, является развитость в ней религиозного образования. В наших исламских университетах более 10 факультетов, преподавание на которых ведется в рамках 25 специальностей», – сказал он. Логическим дополнением к этому мнению стало высказывание посла Хамида Авалуддина: «Если в 1950–1960-х годах индонезийские учащиеся ехали в Советский Союз, то теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот».

Надо сказать, что индонезийских студентов в России и сейчас немало. Большинство из них проходят обучение в государственных вузах, и к духовному образованию их пребывание в нашей стране отношения не имеет. Однако нельзя исключать того, что подбор кандидатур для направления в Россию осуществляется с учетом их способности нести в российскую аудиторию идеи ислама в его индонезийском толковании.

Наверное, в 1990-е годы именно благодаря индонезийским студенткам москвичи впервые увидели хиджаб. Группы студенток восточной внешности в традиционных платках привлекали внимание публики в метро и других общественных местах, пока в России в массовом числе не появились свои мусульманки, покрывающие голову.

А вот свидетельство студента Российского университета дружбы народов Рио Абади Путра: «Учусь в России уже два года, сейчас оканчиваю магистратуру РУДН по специальности «международное право». Я мусульманин. Во время обучения в Индонезии был главой мусульманской общины моего университета, участвовал в исламских митингах».

Скорее всего участники конференций и семинаров, а также наставники в исламском банкинге тоже неслучайные люди с точки зрения их религиозных воззрений. В данном случае воздействию исламской пропагандистской деятельности подвергаются наиболее дееспособные, экономически самостоятельные и политически активные слои общества. Ясно, что при таком раскладе российская умма является скорее объектом, а не субъектом международных отношений.

Однако в настоящее время российской стороной предпринимаются попытки защиты собственного видения ислама. Примером тому может служить IV международная исламская теологическая конференция «Работа с мусульманской молодежью в образовательных учреждениях и религиозных объединениях в России и за рубежом», которая прошла в Москве 24 ноября прошлого года. В ходе конференции посол РФ по особым поручениям Константин Шувалов подчеркнул важность приобретения российскими студентами базовых знаний по исламу в российских учебных заведениях.

В целом, оценивая позицию Индонезии и ее руководящих эшелонов в отношении текущего положения дел во взаимоотношениях мусульманских сообществ двух стран, можно прийти к следующему заключению. Стремясь расширить свое влияние на международной, прежде всего исламской, арене, Индонезия предпринимает энергичные попытки по налаживанию союзнических отношений с другими государствами. Мусульманские сообщества этих стран рассматриваются в качестве основы для реализации поставленных задач. При этом акцент делается на те государства, исламские общины которых также заинтересованы в расширении внешних связей для решения собственных проблем. Есть основания полагать, что российская умма отвечает этим ожиданиям. Относительная немногочисленность российской уммы в значительной степени компенсируется ее принадлежностью к российскому государству с его внушительным политическим потенциалом, той ролью, которую Россия играет в решении проблем в исламском мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1761
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2366
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2684

Другие новости