0
2462
Газета Политика Интернет-версия

28.10.1999 00:00:00

Партнерские отношения власти и общества

Александр Маринин

Об авторе: Александр Николаевич Аринин - депутат Государственной Думы, член комитета по делам Федерации и региональной политики.

Тэги: власть


НА ПРОТЯЖЕНИИ многих веков существования Российского государства власть в одностороннем порядке навязывала народу некий договор, который остается неизменным до наших дней. Этот квазидоговор в реальной жизни носит, на наш взгляд, антигражданственный характер, так как он построен по патерналистской формуле: "Мы - ваши отцы, вы - наши дети". Эта формула по сей день оправдывает существование государственной власти как самодостаточной ценности. При этом она не допускает появления экономически независимых от нее, политически самостоятельных людей и социальных групп. Все попытки создать в России основу гражданского общества - средний класс - и установить приоритет прав человека над законами государства, ввести свободу предпринимательства, обеспечить равноправие граждан, укрепить демократические институты - разрушались, наталкиваясь на консерватизм власти.

В процессе гражданского самоуправления рождаются и постоянно воспроизводятся вновь истинно партнерские отношения общества и власти. Важно подчеркнуть, что именно люди, а не государственные власти создают социальную, экономическую, правовую, политическую и культурную реальности. Следовательно, общественный договор подразумевает, что сами граждане договариваются между собой по установлению такой системы государственной власти, которая бы наилучшим образом обеспечивала защиту свобод человека и гражданских прав, создавала благоприятные возможности для процветания общества. При этом если государственная власть не справляется со своими задачами, то граждане вправе приостановить социальный договор, отправив в отставку несостоятельную власть, и заключить новый, передав государственные функции тем, кто может справиться с ними лучше. Именно в этом и состоит суть самоуправления гражданского общества.

В течение всех 90-х годов ХХ столетия в России, несмотря на экономические реформы и политические преобразования, так и не изменилась патерналистская природа отношений между гражданами и государственной властью. Несмотря на то что за 90-е годы сменилось восемь председателей правительства, десятки вице-премьеров и министров, несмотря на постоянные колебания в социально-экономической политике то "вправо", то "влево", суть государственной политики оставалась прежней - перераспределительной. В России, несмотря на конституционное оформление рыночных институтов, сохранилась важнейшая черта покровительственной экономической политики - масштабное перераспределение государством экономических ресурсов.

Таким образом, все социальные издержки и потери, экономические проблемы и провалы современной России: инфляция, исчезновение сбережений, нищета, безработица, коррупция, разграбление собственности государства, неплатежи, бартер, падение производства, раздутый государственный долг, бегство капитала, падающий рубль, зависимость от внешних займов - есть результат не рыночных преобразований, действий либеральной экономической политики, а их искажения, отсутствия полноценного осуществления. Незавершенность рыночных преобразований и их деформация негативно отразились на формировании демократических и правовых институтов Российского государства, политической культуры общества.

Между тем совершенно очевидно, что наша страна не может быть великой без свободной личности, эффективной рыночной экономики, без сильного среднего класса и равноправия граждан, без высокой культуры, образования и нравственности, без верховенства права и народовластия, без демократических институтов государства и самоуправляющегося общества. Важно подчеркнуть, что все эти задачи решаются самими гражданами, а не какой-нибудь иной силой - рыночной экономикой или государством.

Россияне, вступающие в XXI столетие, должны наконец установить контроль над властью, избавиться от ложных мифов и веры во всемогущество государства. Им не нужна больше распределяющая и безответственная "власть-отец", а необходима надежная и предсказуемая "власть-партнер", которая если и не в силах помочь им заниматься своим делом, то уж, по крайней мере, должна не мешать. По возрасту, образованию, образу жизни это наиболее социально активная часть российских граждан, стремящаяся к самостоятельности, свободе выбора. Она готова к социальной ответственности за устройство своей жизни.

Поскольку государственная власть продолжает держаться за антигражданскую патерналистскую систему, постольку она нуждается в реформировании. С чего начать? С методологической точки зрения самой первой насущной потребностью российского общества представляются организация и развитие диалога в самом обществе и общества с государством. Именно обсуждение и диалог граждан с властью позволят перейти к пониманию, а затем и к реализации идеи преобразований. В чем они конкретно состоят? В первую очередь, в осознании властью и обществом того, что величие России должно основываться на благополучии и безопасности граждан. А следовательно, на свободе личности, гражданских правах, нравственных ценностях, частной собственности, верховенстве права, равноправии граждан и высокой культуре.

В целях реализации этих задач в России должна быть достигнута внутренняя стабильность, основанная на партнерских отношениях общества и власти, объединенных общим делом. В этом процессе гражданское общество должно проявить свою волю и твердо заявить о своих требованиях к государственной власти. Они заключаются в признании ряда концептуальных демократических и гуманитарных принципов.

Первый из них - это приоритет прав человека над законами государства. В политическом плане он означает, что государство, в том числе его высшие законодательные и исполнительные органы власти не имеют права нарушать основополагающие права граждан. Общая система реализации этого принципа подразумевает, что права и свободы человека фиксируются в Конституции и независимый суд следит за обязательным соблюдением данных прав всеми органами государства. При этом сами граждане играют решающую роль в реализации своих прав.

Второй принцип - равноправие всех граждан. Он основывается на всеобщности права, которое распространяется на всех граждан государства, его организации и общественные институты, в том числе и на органы власти.

Третий гуманистический и демократический принцип - участие народа во власти. Он подчеркивает то положение, что именно народ участвует в составлении законов, выбирая конкретных законодателей, участвует в претворении этих законов в жизнь путем избрания представителей исполнительной власти.

Четвертым принципом является разделение власти на три ветви - исполнительную, законодательную и судебную. Этот принцип обращает внимание на то, что соперничающие интересы различных ветвей власти не должны носить разрушительный характер для государства. Каждая из них осуществляется посредством своих специфических структур, которые характеризуются различными властными полномочиями: создание правил (законодательная власть); исполнение данных правил (исполнительная власть); обеспечение соответствующих условий (судебная власть).

Ради достижения и реализации этих демократических принципов необходимо внести поправки в Конституцию РФ, поскольку она составлена так, что легко позволяет исполнительной власти, в особенности президенту России, ее нарушать. Объем властных полномочий, предоставляемых ею президенту, настолько велик, что он не в силах их эффективно реализовать. Между тем Конституция РФ должна дать гражданам гарантию того, чтобы все избранные ими органы и должностные лица, включая президента России, действовали строго в рамках Основного закона Федеративного законодательства. Демократическое государство подразумевает, что гражданин может делать все, что не запрещено законом, а органы государственной власти - только то, что им предписано Конституцией и законом.

Данный процесс позволит достичь национального согласия. Конституция является реальной только тогда, когда основная часть общества выражает поддержку главным принципам государственного устройства. По существу, новый общественный договор представляет собой общенациональное согласие по вопросу об экономическом и политическом строе.

Такая преобразовательная деятельность граждан и приводит их к самоуправляющемуся обществу, формирующему партнерские отношения власти и общества. Разумеется, не стоит идеализировать этот процесс: борьба граждан за партнерскую, справедливую, открытую, честную, эффективную государственную власть будет идти долго, если не всегда. Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, правового мышления и нравственности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1555
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1756
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1863
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4224

Другие новости