0
959
Газета Политика Интернет-версия

29.10.1999 00:00:00

ВСЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ


А.Н. Чумиков. Креативные технологии "Паблик рилейшнз". Учебное пособие. - Екатеринбург: Баско, 1999, 215 с.

ПОСЛЕ пелевинского "Поколения П", в самых ярких красках описывающего нелегкие будни отечественного PR-мена, книга Александра Чумикова, руководителя PR-агентства "Международный пресс-клуб", кажется фундаментальным трудом доживающего свой век классика-теоретика Public Relations.

Несмотря на относительно небольшой объем, она имеет все признаки (по крайней мере внешние) концептуального научного труда: обширную теоретическую часть, сдобренную десятком различных определений PR, а также проиллюстрированное примерами из жизни описание всех возможных видов "связей с общественностью". Это PR внутри фирмы, работа с окружающей фирму средой (журналистами, потребителями, партнерами), PR в ситуации конфликта и кризиса, технологии привлечения инвестиций и др.

В конце присутствует и необходимая в таких случаях библиография, однако здесь преобладают не столько концептуальные западные труды, посвященные Public Relations, сколько статьи и документы, относящиеся к конкретным аспектам деятельности той или иной PR-службы. Интересный факт: при сопоставлении помещенного за библиографией "послужного списка" агентства "Международный пресс-клуб" с имеющимися в тексте ссылками на те или иные проекты возникает устойчивое ощущение, что книга написана на основе личного опыта г-на Чумикова, а также его партнеров по бизнесу.

В итоге читатель получает достаточно необычное соединение теоретических рассуждений о "спонсоринге" и "фанд-райзинге" с приземленными и все более напоминающими приключения Вавилена Татарского зарисовками из отечественной и зарубежной PR-практики. Сходство становится едва различимым, когда автор описывает, как высказывания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в защиту репутации бизнесмена Г. помогли смягчить негативный эффект от убийства последнего.

Нельзя сказать, что соединение теории Public Relations и примеров из практики, известных Александру Чумикову, выглядит неорганично. Однако читаются интереснее все-таки не отвлеченные рассуждения о необходимости "работы с клиентом", а конкретные рекомендации. Вероятно, это связано с тем, что в современной России область Public Relations еще не "доросла" до возраста самоанализа и до сих пор пытается научиться ходить, набивая шишки и предпочитая учиться на собственных ошибках.

Ее, правда, как и всякого младенца, притягивают "взрослые" вещи, в том числе и специальная терминология, детально разработанный понятийный аппарат, схемы и графики, "корпоративная мораль" и др. Именно эту потребность в атрибутах серьезной науки и призвана удовлетворить рецензируемая книга с таким запоминающимся названием.

Нелишне заметить, что книга была признана лучшей работой по теории Public Relations в

1998 г. (очевидно, в рукописи?). И это вполне понятно: до сих пор большинство русскоязычных работ по этой тематике носило чисто прикладной характер, что в определенной мере ограничивало круг их потенциальных читателей. В отличие от последних, книга Александра Чумикова будет полезна не только работникам PR-подразделения государственного учреждения или компании, но и преподавателям этой дисциплины в российских вузах, благо количество отделений Public Relations в них до сих пор растет.

Особый интерес представляют последние главы книги, в частности, "ПР-подразделения в крупных государственных и коммерческих структурах" и "Портрет российского ПР-мена" (здесь, как и во всей книге, автор предпочитает давать русскоязычные эквиваленты английским терминам). В первой из них описываются структура и функции пресс-службы президента РФ, Управления президента РФ по связям с общественностью, пресс-службы Государственной Думы РФ, ЦОС Федеральной службы налоговой полиции и др. Кроме того, анализируется деятельность PR-служб некоторых крупных компаний.

Портрет российского PR-мена заставляет читателя вспомнить о том, что он живет в эпоху первоначального накопления капитала. Основные черты отечественного специалиста в области "связей с общественностью", приведенные в книге, невольно наталкивают на мысль о схожести последнего с типичным депутатом Государственной Думы.

Оба они самоучки, для многих из них, признается автор, не пропала даром работа в комсомольских и партийных органах, главные же учителя - жизнь, работа и общение; творцы - причем "разброс помощников в творческом процессе довольно широк" - от Евангелия и ППС В.И. Ленина до "Дон Кихота" и "Двенадцати стульев" (!); и с уверенностью смотрят в будущее - "если что не так, российский ПР-мен переквалифицируется. Скорее всего, он будет работать журналистом или преподавателем. В крайнем случае барменом┘"

"В общем, у него все получится┘"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2136
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4858
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2664
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3068

Другие новости