ЭКСПЕРТЫ Независимого института выборов уже поднимали вопрос о необоснованности ограничений права на ведение предвыборной агитации, которые не предусмотрены в Конституции Российской Федерации и действующих федеральных законах. В частности, в "НГ" от 28 августа этого года была дана оценка правоприменительной практики, отрицающей возможность ведения какой-либо агитационной деятельности со стороны общественных объединений, в том числе и политических организаций, до регистрации кандидатов. По нашему мнению, произвольная трактовка Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы" нарушает не только свободу слова, но и конституционный статус общественных объединений.
Важно подчеркнуть, что ограничения на участие в предвыборной агитации граждан и общественных объединений могут быть установлены только Конституцией и федеральными законами. Решение этих вопросов в нормативных актах подзаконного характера нарушает конституционные права и свободы граждан. В то же время в "Разъяснениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", утвержденных 13 августа 1999 года, содержится ряд существенных ограничений права граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию. Так, в пункте 9 этих разъяснений установлено: "Предвыборная агитация через средства массовой информации может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда. Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации". Очевидно, эти положения акта правоприменительного органа существенно ограничивают возможности граждан, действующих от своего имени или от имени общественных объединений, непосредственно не вовлеченных в избирательный процесс, на высказывание через СМИ своей точки зрения по важнейшим политическим вопросам в период проведения избирательной кампании. Возникает вопрос, на каком основании Центральная избирательная комиссия пытается ограничить политические права граждан, а также общественных объединений.
О чем говорят статьи 8 и 52 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в которых определены субъекты права на проведение предвыборной агитации и формы их участия в ней? О том, что граждане, а также общественные объединения вправе вести предвыборную агитацию через СМИ. Особенность участия зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков в предвыборной агитации через СМИ в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы..." заключается лишь в том, что им гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Вполне естественно, что никто не может гарантировать подобное всем гражданам и многочисленным общественным объединениям. Именно в этом основное отличие проведения предвыборной агитации через СМИ гражданами, общественными объединениями и зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов.
В федеральных законах нигде не установлено, что агитация через СМИ в период проведения выборов может использоваться только кандидатами или участвующими в выборах избирательными объединениями, избирательными блоками. Это и понятно. Федеральный закон о выборах не может отменять действие конституционных прав и свобод (свободы слова, свободы массовой информации) на период проведения избирательной кампании. В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одно из перечисленных в Конституции чрезвычайных обстоятельств не может служить оправданием для лишения граждан и общественных объединений права высказывать через СМИ свою точку зрения на политические процессы, происходящие в стране в период выборов.
Однако то, что не посмел сделать федеральный законодатель, было с легкостью проведено правоприменительным органом. С принятием рассматриваемых разъяснений Центральной избирательной комиссии нормативный режим проведения выборов в Думу стал максимально приближен к режиму военного или чрезвычайного положения, когда подобное ограничение конституционных прав и свобод граждан, возможно, и является естественным. Вправе ли ЦИК вводить подобные нововведения? Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 24 закона о выборах депутатов Думы ЦИК вправе издавать инструкции и иные нормативные акты только по вопросам применения данного федерального закона. Само применение закона, а равно инструкции и разъяснения, издаваемые по этим вопросам, не могут изменять содержания норм закона, а тем более создавать новые правовые нормы.
Правоприменительные органы во всех случаях должны следовать не только букве, но и духу закона. Толкование нормы права не может противоречить ее социальному назначению. Однако в сфере предвыборной агитации последнее время мы наблюдаем такое толкование закона, которое существенным образом ограничивает права избирательных объединений, избирательных блоков и их лидеров на предвыборную агитацию. Речь идет о недавно проявившей себя практике применения пункта 4 статьи 56 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в соответствии с которым кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 федерального закона (то есть общероссийских государственных организаций телерадиовещания).
Как известно, указанная норма была введена в закон с учетом опыта парламентских выборов в 1995 г., с тем чтобы руководители так называемых "карликовых" избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по федеральному избирательному округу, не могли использовать бесплатное эфирное время, предназначенное для использования избирательным объединением в целом, для поддержки избирательной кампании лидера партии, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу. Из внимательного прочтения рассматриваемой нормы закона о выборах становится ясно, что она направлена не против появления в эфире Центрального телевидения лидеров партий и движений, входящих в первые тройки федеральных списков кандидатов, а против использования бесплатного эфирного времени, выделенного для определенного избирательного объединения, в интересах ведения избирательной кампании отдельного кандидата. Согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона о выборах депутатов Думы, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации. Соответственно только избирательное объединение, избирательный блок и может решать, кто и каким образом будет их представлять на теле- и радиоканалах.
Иной подход является ничем не обоснованным ограничением деятельности политических общественных объединений и противоречит свободе слова как фундаментальному принципу демократической организации общества. Результатом применения такого недальновидного толкования закона со стороны Центральной избирательной комиссии станет то, что многие известные политики, лидеры политических партий и движений лишаются возможности выступить с изложением позиции партии, движения на каналах общероссийских государственных телерадиокомпаний в счет бесплатного эфирного времени. Это решение вопроса противоречит Конституции, действующему законодательству, да и в целом - здравому смыслу.
В то же время на основе исследований, проведенных специалистами Независимого института выборов, можно утверждать, что существуют способы решения возникшей коллизии без ограничения прав избирательных объединений и избирательных блоков.