Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. - М., "Интеллект", 1998, 430 с.
OТВЕТОМ на многие вопросы истории и теории российской политической элитологии стала книга доктора политических наук Оксаны Гаман-Голутвиной "Политические элиты России: вехи исторической эволюции". Пожалуй, впервые в отечественной политологии законченную разработку получили такие проблемы, как природа детерминации российской модели элитообразования; специфика механизмов элитного рекрутирования и элитной ротации; внутренняя структура российских политических элит; особенности внутриэлитных отношений и взаимоотношений в системе элита-контрэлита; характер дихотомии элита-массы. Причем эти характеристики автору удалось провести в качестве "сквозных" линий всего исследования. При этом Оксана Гаман-Голутвина предложила новый методологический подход к изучению процессов элитообразования - выявление причинно-следственной зависимости между моделью развития общества и типом элитообразования.
По сложившейся в отечественной политической и исторической науке традиции, властные группы российского общества рассматривались в качестве автономных образований, не связанных нитями политической преемственности. Гаман-Голувина на обширном материале сравнительных исторических и политических исследований убедительно доказывает, что, несмотря на значительные отличия облика правящих групп российского общества на различных этапах его исторической эволюции (боярство, дворянство, имперская бюрократия, советская номенклатура), системообразующие принципы их организации были схожими. Все вышеперечисленные образования были модификациями одной - "служилой" - модели элитообразования. И в этом отношении обоснован вывод о том, что реформы 1990-х гг. в России знаменуют трансформацию модели элитообразования более глубокую, чем та, что произошла в 1917 г., когда традиционная для России "служилая" модель элитообразования лишь изменила облик, сохранив содержание.
Обстоятельно обоснован в книге анализ причин традиционно низкой внутренней сплоченности властного сообщества России. В качестве таковых Гаман-Голутвина рассматривает преимущественное доминирование "служилого" принципа рекрутирования российского властного класса; характерный практически для всех этапов политической эволюции России пестрый полиэтнический состав ее правящего класса; сформировавшийся в России конфронтационный характер политической культуры. В контексте изучения особенностей внутриэлитного взаимодействия обстоятелен представленный Гаман-Голутвиной анализ особенностей взаимоотношений светской и духовной власти в России.
Представляя советскую модель элитообразования в качестве модификации той, что сложилась ранее в Московском государстве и Российской империи, автор уходит от ставшей в последние годы штампом характеристики номенклатурной модели элитного рекрутирования в качестве некоей исторической аномалии. В этом контексте важен вывод Гаман-Голутвиной, который она делает на основе изучения процессов элитообразования в СССР в 1930-1950-е годы: закрытый характер общества как системы не является автоматическим условием закрытого характера процессов элитного рекрутирования.
Для характеристики процессов элитообразования, несомненно, принципиально важен анализ специфики российской контр-элиты, в качестве которой в России, как правило, выступала интеллигенция. Доминирование "жесткого" курса правительственной политики на протяжении значительных периодов российской истории было обусловлено не только объективными условиями развития, но прежде всего радикализмом действий контр-элиты, усилия которой были направлены на искусственное ускорение политических процессов. Оксана Гаман-Голутвина подчеркивает, что объективным результатом этого радикализма выступала не дальнейшая модернизация политической системы, а ревизия осуществленных по инициативе власти модернизаций. Этот сюжет представляет особый интерес в контексте интенсивного поиска политическим сообществом России взаимоприемлемой для власти и оппозиции формулы политического согласия как условия преодоления системного кризиса общества.