0
855
Газета Политика Интернет-версия

14.01.2000 00:00:00

Какая Дума нам нужна

Александр Коржаков

Об авторе: Александр Васильевич Коржаков - депутат Государственной Думы.


ЗА ЧЕТЫРЕ года деятельности предыдущая Государственная Дума рассмотрела в разных чтениях 1730 законопроектов, 1036 федеральных законов принято, 716 законов вступили в силу. Количество впечатляет. В то же время ряд законопроектов, причем крайне важных для общества, так и остался лежать в думских кабинетах. Из них одни оказались сырыми в плане проработки, другие не прошли при голосовании, поскольку не отвечали политическим интересам фракций, обладавших большинством голосов и возможностью "завернуть" законопроект при голосовании, третьи были попросту заволокичены под разными предлогами и не дошли до рассмотрения на пленарных заседаниях Думы.

Нормальной работе Думы мешала ее высокая степень политизированности. На протяжении всего срока деятельности Дума находилась в состоянии конфронтации с президентом страны. По этой причине силы и энергия многих депутатов уходили на дискуссии, напоминающие некий политический театр, но только не ветвь власти, разрабатывающую законы.

В процессе работы Думы обнаружился ряд пробелов и просчетов в ее регламенте, определяющем порядок и правила законотворчества. Можно ли согласиться с таким положением, когда регламент позволяет депутату самому решать, участвовать ему в том или ином пленарном заседании Думы или нет? Этим некоторые депутаты пользовались в полной мере, они редко присутствовали в зале заседания и знали дорогу прежде всего в кассу за зарплатой. А ведь каждый депутат при избрании давал слово избирателям лично выражать их волю при разработке и принятии законов.

Так же вряд ли можно признать правильным отсутствие в регламенте Думы четкого требования, обязывающего депутатов лично участвовать в заседаниях при рассмотрении вопросов особой государственной важности. Этой лазейкой, позволяющей уйти от выражения своей позиции при голосовании, некоторые депутаты пользовались, особенно в случаях, когда это затрагивало их личные политические интересы. Странным по своей сути было и принятое Думой решение, позволяющее депутату передавать свой голос другому депутату и использовать его при голосовании по своему усмотрению. Таких поручений, насколько мне известно, избиратели никогда своим депутатам не давали.

Еще одна проблема - неравенство положения депутатов, избранных по партийным спискам и самостоятельно. Опять же в соответствии с тем же регламентом депутату-одномандатнику или так называемому независимому, пожелавшему выступить на пленарном заседании Думы, необходимо заручиться согласием других депутатов-одномандатников. В то же время депутаты, избранные по партийным спискам, находятся в более выгодном положении, поскольку партийные фракции пользуются преимуществом в получении права на выступление, они первыми излагают свою позицию перед голосованием, их лидеры могут многократно выступать по обсуждаемому вопросу.

Во время избирательной кампании в декабре 1999 года на одной из встреч с жителями Тулы мне довелось услышать замечание, что Дума похожа больше на "коллективный штаб" партий и политических объединений, чем на законодательный орган страны. Достаточно посмотреть, как в здании Думы обустраиваются политические фракции, какие кабинеты занимают их руководители. О том, что в помещении находится не просто фракция, а партийный штаб, красноречиво свидетельствует атрибутика, которой украшаются кабинеты партийных вождей. Рядовой избиратель, попавший в место расположения такой партийной фракции, теряется. Он думал, что пришел в Государственную Думу, а оказалось, в штаб партии. Здесь вся окружающая обстановка дает ему понять, что его личные проблемы ничто в сравнении с глобальными интересами партии.

В печати регулярно обращается внимание на то, что депутаты Государственной Думы слишком дорого обходятся налогоплательщикам. Действительно, расходы на автотранспорт, телефоны, квартиры растут из года в год. Но проблема, на мой взгляд, заключается в том, что при существующем в Думе порядке никто не в состоянии подсчитать, какая часть расходов приходится на выполнение депутатами своих прямых обязанностей и какая уходит на партийную, политическую и иную деятельность фракций.

Теперь о тех восторгах, которые связываются с новым составом Государственной Думы. Бесспорно, в нее пришло много профессионалов. Важно также, что некоторые партии и движения с большим трудом смогли перешагнуть пятипроцентный рубеж, и теперь их реальные возможности влиять на законодательный процесс заметно ослабли. И в то же время главные актеры, по существу, не поменялись, за исключением, что добавились депутаты от "Союза правых сил". Значит, в одном из зданий Думы появится еще один штаб партии. Возможно, это усилит "революционность" депутатского сообщества в ту или иную сторону. А вот приобретет ли нужный положительный импульс законодательный процесс, это еще вопрос, и что будет происходить - покажет время. Во всяком случае, будущее соотношение голосов пока никак нельзя назвать однозначно обнадеживающим. Не вызывает сомнений лишь то, что и новая Дума менее политизированной не станет. И не станет до тех пор, пока мы сами не поднимем законодательную ветвь власти до того уровня, который требуется для страны, людей.

Первое, чем нужно заняться новому составу Думы, - пересмотреть регламент. Предыдущая Дума многократно оказывалась в тупике при рассмотрении конкретных вопросов и законов по причине несовершенства, нечеткого толкования регламентных норм и правил. Регламент Думы должен быть таким, чтобы ни одна фракция или политическое объединение не могли использовать его в своих узкопартийных интересах.

Следующим действием должно стать изменение "положения" депутатов-одномандатников в Думе. Большая часть таких депутатов войдет в определенные группы или примкнет к объединениям, кто-то предпочтет сохранить самостоятельность. Последнее обстоятельство не должно ставить таких депутатов в неравное положение по сравнению с остальными членами палаты.

Эффективность работы Думы в значительной мере зависит от того, кто станет во главе ее основных профильных комитетов. Если при назначениях будут учитываться в первую очередь профессиональные качества депутатов, а не интересы политических партий и движений, тогда можно рассчитывать на улучшение законотворческого процесса, своевременное решение задач общегосударственного масштаба. Это касается прежде всего комитетов по обороне, безопасности, промышленному развитию, аграрному комплексу и др.

В печати все чаще поднимается вопрос о пресловутой депутатской неприкосновенности. Считаю, что и в этот вопрос необходимо внести полную ясность, соответствующим документом описать рамки действия такой неприкосновенности, ситуаций, при которых депутат может быть ее лишен.

Необходимо устранять и такой пробел в нашем законодательстве, как отсутствие механизма отзыва депутата, не выполняющего свои обязательства перед избирателями.

Следующая задача - сделать Государственную Думу по-настоящему законодательным органом, избавленным от властвования в нем политических интересов и межпартийной борьбы. Решать эту задачу нужно постепенно. В этом плане считаю правильным уже прозвучавшее в печати мнение о необходимости строительства Парламентского центра. Затраты на его создание окупятся, если сделать все для того, чтобы он стал действительно Центром российского парламентаризма и законотворчества, а не сосредоточением политических партий, объединений, фракций.

В предыдущей Думе много говорилось о необходимости усиления контроля за исполнительной властью. Разговоры на эту тему были продиктованы прежде всего политическими интересами, а попытки продемонстрировать право осуществлять такой контроль приводили к усилению конфронтации между частью депутатского корпуса, с одной стороны, и президентскими структурами - с другой. Причем происходило это не в силу непризнания самого принципа контроля, а в связи с попытками демонстрации силы как с одной, так и с другой стороны. Потери от такого положения дел несли граждане страны, общество в целом. Приобретенный опыт подсказывает, что принцип контроля законодательной ветви власти за действиями исполнительной ветви власти должен сочетаться с усилиями, направленными на укрепление и расширение взаимодействия между ними. И какие бы задачи при этом ни решались, главенствующую роль должны играть интересы всего общества, а не определенной его части. Если нам удастся воплотить этот принцип в свою практическую работу, можно быть уверенными, что и законы будут приниматься вовремя и выполнение их будет таким, каким оно должно быть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
655
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
952
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
753
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
918

Другие новости