0
924
Газета Политика Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Новая Дума: только бы не импотентность

Борис Минин

Об авторе: Борис Алексеевич Минин - доктор экономических наук, руководитель Федерального центра сертификации и Экспертного совета по социальной безопасности Госдумы 2-го созыва.


НАХОДЯСЬ в стороне и как бы внутри Думы в течение нескольких последних лет, мне кажется вполне уместным порассуждать, что надо сделать, чтобы если не снять, то по крайней мере заметно поубавить упреки к ней со стороны избирателей и общества, чтобы ее если не полюбили, то по крайней мере прониклись к ней заслуженным уважением как к необходимому атрибуту нашей жизни.

Главное упущение нашего законодательства - крайняя, примитивная малость государственного регулирования даже там, где госаппарат обязан действовать: это когда речь идет о тех сферах, которые нужны всем, но никому в отдельности и, следовательно, не могут найти коммерческие пути реализации. Раньше ссылались на великий План, на великие Директивы и на великих Кормчих. Сегодня так же беспомощно хором ссылаются на Рынок, который якобы все может. Ребята, полно-те...

Рынок, который мы сотворили по образу и подобию существующего на Западе, крайне далек от идеала. Создается впечатление, что те, кто организует это огромное шоу, сами участвуют в нем как актеры, больше забавляются, чем делают дело, они больше заняты или борьбой или танцами друг с другом, нежели чем-то общественно полезным.

Кроме того, этот рынок небезопасен природе и самим людям. Мы уже изгадили все, что могли, и в природе, и в себе. Мы прочно внедрили в себя истребительную потребительскую психологию и жесткий эгоизм. Со становлением рыночных отношений коррозия проникает во все более и более молодые клетки нашего организма...

Даже там, на Западе, где и цивилизация постарше нашей, многим ясно, что реальный рынок идет не к идеалу, а от него. Пример такой реакции - жестокие сражения с полицией пикетчиков перед совещаниями специалистов Всемирной торговой организации в Сиэтле (США). Заметим, это он, Рынок, породил так называемые ТОО - товарищества с абсолютно ограниченной ответственностью, это когда проворовался или проторговался, перевел все имущество на жену - и взятки гладки. За счет клиентов.

Фактически у нас нет специального законодательства, регулирующего (стимулирующего) социальные нововведения по критериям общественного развития, создающего действенные механизмы этого развития. И потому время от времени требуются спазматически неотложные революции, которые сопровождаются кровью и все равно не поспевают за жизнью.

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ДУМЦЕВ?

Мы глубоко уверены, что в будущем партиям, движениям, отдельным личностям возможность войти в основной законодательный орган любой страны, в нашу Думу в том числе, должны давать НЕ финансовые и иные возможности механического набора голосов для участия в предвыборном марафоне, а только наличие четких программ, проектов, идей прогрессивного переустройства общества, этим же обществом признанных эффективными и реализуемыми с последующей строгой (главное - материальной) ответственностью каждого обещавшего за неисполнение обещаний.

Надежда на то, что новые члены новой Думы еще не слишком испорчены, что они как бы стерильны, очень мала. Да и не стерильность нужна, а искусство борьбы, но за общественно значимый результат, а не за себя. Лоббирование интересов разных групп, производств, партий, движений... зачастую интересов, противоположных общественным, - вот главная беда прошлых Дум.

Часто слышишь, что Дума неэкономна, что она много ест, что зарплата там больше министерской... Пусть она у них за десять тысяч, пусть на все про все это сотня миллионов. Но что это по сравнению с сотней миллиардов, на которые Дума наввела льгот и, надо надеяться, на не меньшую сумму наделала других дел! Нужны механизмы внутреннего стимулирования думской работы по единственно важному критерию - общественной полезности, и это в принципе сегодня вполне возможно, дело за доброй волей самих депутатов.

Стимулы могут делать чудеса. Недаром говорят: "Управлять - значит правильно стимулировать".

Это капиталистическая формула управления. С точностью до смысла она соответствует "первому принципу социализма", если взять его в правильном переводе: "Каждый по способности, каждому по результатам труда". Вопреки молитвам хора идеологов коммунизма ни план, ни кормчий не смогли управлять всем и вся. Слепая вера в эту идеологию лишила нас трезвого ума. Нам надо учиться создавать автоматически работающие государственные механизмы развития, экономические механизмы социально-экономического развития самих себя.

Между прочим, следует напомнить, что Ленин не раз и не два требовал от экономистов создать показатель развития социалистических предприятий (его "index-number"). Создать и ввести повсеместно. Может быть, занявшись саморазвитием под оком этого измерителя да под прессом настоящих крепких стимулов, мы бы не погрязли в болоте идеологической болтологии и не профукали бы прекрасную социалистическую идею, запугав теперь ею чуть ли не весь мир и испортив жизнь населению более чем на 1/6 части земной суши. А что делать сегодня?

КАК НЕ СТАТЬ ИМПОТЕНТОМ?

Говорят, для этого прежде всего надо знать, с кем и во имя чего продолжать свой род. Каждому из нас, стране в целом нужна настоящая национальная идея, через призму которой и надо бы рассматривать каждый наш шаг, законодательный в том числе. Вот она вкратце: примат общественного развития, социального и духовного - прежде всего. И прежде всего - принцип ненанесения вреда другому.

Нужен единый Закон, и не на одну Думу, а один на всех - и за ценой здесь стоять нельзя. Это должен быть Закон о полном возмещении ущерба от противообщественных действий и упущенной выгоды (эффекта). В сущности, речь идет о смене доктрины и соответственно всей концепции нашего судебного законодательства. Именно такой законопроект нами в Думе подготовлен.

...В соответствии с царствующими ныне повсеместно принципами так называемого РИМСКОГО ПРАВА судопроизводство включает следующую параллельно и последовательно проводившуюся процедуру: персонификация деяния - установление личности правонарушителя, преступника; идентификация правонарушения путем сопоставления (до буквы) с конкретной нормой права (это называется ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ) и лишь через нее - назначение заранее определенного наказания, чаще всего в виде лишения свободы. Все это существенно, на месяцы, удлиняет процедуру, многократно удорожая ее и катастрофически снижая эффективность наказания, переуплотняя до невозможности следственные изоляторы. Это первое. Но не главное.

Кроме того, концентрация уголовно-преступного элемента разной степени криминальности создает реальные предпосылки для "обмена" преступным опытом и углубления чувства озлобленности ко всему обществу. Не говоря уже о том, что лишение свободы для отбытия наказания для большинства оскорбительно, оно ущемляет права и свободы человека, унижает личность и, как правило, не достигает своих конечных целей: исправления, перевоспитания и профилактики противоправного поведения. Наконец, при этом практически никогда не компенсируется ущерб потерпевшему и уж совершенно никогда не возвращаются многократно большие затраты на делопроизводство - они прямо ложатся на плечи налогоплательщика.

Надо себе только представить: "благодаря" сотканной нами же правовой системе более двух тысяч лет, т.е. в сотнях поколений, люди воспитывались не на принципах ненанесения друг другу вреда, а на искусстве его скрывать, на умении не подпасть под какую-либо карающую статью закона, которых хотя и множество, но все же не бесконечность, и никакое экстенсивное законотворчество не способно поспевать за реально развивающимся обществом.

Речь идет о необходимости реализовать на практике в качестве единственного императива СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого из нас за любой наносимый другому ущерб.

Объявите о полном и безусловном изъятии любого ущерба - от загрязнения окружающей среды, от покуса собак, от пропавшей на день или на месяц зарплаты... и на наших глазах наша жизнь начнет становиться лучше, чище, человечнее... А наш парламент, если не затянет с принятием предлагаемого нами "Возвратного права", - намного эффективнее.

Что касается метрологии (определения, расчета) социально-экономического ущерба, то она уже вполне подготовлена для решения задач количественной оценки практически всех видов ущерба, с которыми может встретиться практика. Законотворческая - в том числе.

Принятая всеми народами, всеми сообществами на Земле, эта стратегия позволит нам в течение ближайших лет, в крайнем случае десятилетий, переориентировать человеческую психологию на абсолютно новый лад - лад взаимного ненанесения друг другу любого ущерба. Это будет началом спада межнациональной и религиозной розни, войн и конфликтов, становления совершенно новой, по-настоящему гуманной цивилизации на нашей планете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2323
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5151
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости