В ПОСЛЕДНЕЕ время в связи с событиями на Северном Кавказе стало уже привычным читать, слышать и даже воочию наблюдать ту негативную реакцию, которую эти события вызвали и продолжают по сей день вызывать в мусульманском мире. Эта реакция еще более усилилась в связи с началом проведения федеральными войсками контртеррористической операции в Чечне. В частности, очень усердствуют в этом плане определенные круги ряда арабских нефтяных монархий Персидского залива.
В качестве примера подобного рода действий можно привести показанные в течение последнего мусульманского поста месяца Рамадана телевизионным каналом "аль-Джазира" (Катар) молитв в тамошних мечетях, где в том числе звучали призывы к Аллаху, милостивому и милосердному, даровать победу его воинам в боях против российских федеральных сил в Чечне. При этом я уже не говорю о тех миллионах долларов, которые были собраны, в том числе в упомянутых странах, в пользу чеченских боевиков и на которые для них были закуплены различные виды оружия и боеприпасов. Список международных спонсоров чеченских террористов привела в одном из своих последних номеров газета "Московские новости" (# 6, 15-21 февраля 2000 г., с. 8).
Сразу считаю необходимым подчеркнуть, что я совершенно далек от мысли подвергать сомнению искренность чувств рядовых мусульман. Вместе с тем возникает логичный, на мой взгляд, вопрос: так ли уж искренни в своих чувствах и тем более действиях те, кто организует кампании с целью оказания моральной поддержки и материальной помощи боевикам в Чечне? Мои сомнения по этому поводу еще более возросли в связи с пришедшими на память двумя характерными событиями, происшедшими в конце 1998 года.
Так, в своем эксклюзивном интервью египетской газете "Аш-Шааб" (18.12.98) доктор Мухаммед Сейид Тантави, шейх аль-Азхара, являющийся, как известно, высшим авторитетом в мире ислама по вопросам мусульманского права, выражая позицию этой организации по поводу политики, проводимой администрацией США по отношению к Ираку, заявил: "Любое арабское государство, которое позволит американскому агрессору действовать против Ирака со своей территории, совершает "харам" (т.е. греховные, запретные с точки зрения мусульманского права действия. - М.Р.)".
Однако не прошло и двух недель после указанной публикации, как все тот же телеканал "аль-Джазира" показал интервью министра иностранных дел Катара шейха Хамда бен Джасема бен Джабера, данное им накануне совещания министров иностранных дел стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. В этом интервью глава внешнеполитического ведомства Катара заявил буквально следующее: "Страны Персидского залива не имеют возможности отказать Соединенным Штатам Америки ни в какой их просьбе относительно использования своей территории для нанесения ударов по Ираку".
Ну что тут скажешь? Безусловно, данная позиция по-своему логична и объяснима. Прежде всего следует говорить, конечно, о том, что 80% всех финансовых средств стран Персидского залива вложены в экономику западных государств. Более того, страны - члены ССАГПЗ, объективно являющиеся неотъемлемой частью арабского мира, удовлетворяют свои потребности на 85% за счет импорта из государств, расположенных вне границ этого мира, в то время как товарооборот между самими арабскими странами не превышает даже каких-то жалких 8%. Наконец, нельзя не вспомнить также и об известных собственных интересах арабских монархий Персидского залива на мировом рынке энергоносителей.
Понятно, что в такой ситуации совсем уж не до "братского иракского (и, кстати говоря, тоже мусульманского. - М.Р.) народа", по поводу действительно бедственного положения которого так любят лить "крокодиловы слезы" некоторые его единокровные братья - арабы. Тут, как говорится, свой карман дороже. Причем порой дороже настолько, что сугубо материальное содержание этого "кармана" некоторые однозначно предпочитают тем истинным и непреходящим духовным ценностям, которыми, безусловно, богата мусульманская религия и о высоком значении которых так любят порассуждать некоторые арабские "радетели" за ислам и за российских, в том числе чеченских, мусульман.
Таким образом, что бы ни говорилось по этому поводу, бесспорно, одно. Хочет кто-то признавать это или нет, но за незыблемость своих "истинных и непреходящих" материальных интересов, за ту защиту, которую подразделения армий западных государств, прежде всего США, обеспечивают правящим в упомянутых странах режимам, за предоставляемые им все тем же Западом крупные партии оружия и, наконец, за западные капиталовложения в их топливно-энергетический комплекс, подобные тем, необходимость получения которых обосновывают сейчас в Саудовской Аравии, - за все это надо платить. В том числе путем проведения соответствующей внешней политики...
Все вышесказанное, повторяю, по-своему понятно и объяснимо. Однако, возвращаясь к началу данной статьи, резонно в таком случае будет вопросить: так в исламе ли дело, господа?