Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. - М.: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, 1999, 288 с.
СРЕДИ немногих переведенных на русский язык работ зарубежных исследователей мусульманского права появилась новинка, в которой сделана попытка решить противоречия между шариатом и современными светскими нормами морали и права. Автор книги - суданский ученый Абдуллахи Ахмед Ан-Наим, который теперь живет в эмиграции в США.
Необычность исследования прежде всего в том, что оно выполнено глубоко верующим мусульманином, который стремится к возрождению ислама и мусульманских стран и одновременно безоговорочно разделяет базовые принципы современной западной демократии и прав человека, которые зачастую прямо или косвенно противоречат шариату.
Сам автор видит цель своей работы в том, чтобы "положить начало процессу коренных реформ исламского права, что дало бы мусульманам возможность добиваться права на самоопределение в рамках ислама, не нарушая при этом права других на самоопределение". При этом Ан-Наим исходит из того, что, хотя содержание шариата и базируется на священных источниках ислама (Коране и Сунне), сам он не является священным и представляет собой продукт интерпретации этих источников мусульманскими юристами так, как они были поняты ими на протяжении первых трех веков ислама, то есть в ограниченном и специфическом историческом контексте, который разительным образом отличается от нынешнего.
На этом основании автор делает вывод, что реформы в рамках существующего "исторического" шариата априори будут носить ограниченный характер. Равно как и то, что современные мусульмане вполне могут предпринять аналогичное толкование Корана и Сунны применительно к настоящим историческим условиям. И тем самым выработать альтернативное публичное право ислама, приемлемое сегодня.
Исходя из этого Ан-Наим вслед за своим учителем Махмудом Мухаммедом Таха, религиозным мыслителем и общественным деятелем, казненным в Судане режимом Джаафара Нимейри в 1985 году, предлагает свой радикальный способ решения проблемы соотношения шариата и современных принципов прав человека. Предлагаемый переворот в подходе к Корану позволяет, по мнению автора, начать перестройку законодательства мусульманских стран на новых принципах - не заимствуя западных принципов и "задвигая" шариат, но создавая свое законодательство, базирующееся на раннем, общечеловеческом и данном Богом безусловно, а не применительно к условиям места и времени откровении.
Такое законодательство будет, с одной стороны, как бы новым шариатом, но основанным на новых принципах и "открытым", то есть подлежащим дальнейшему развитию и пересмотру, с другой - аутентично мусульманской версией общих принципов современной демократии. Этот подход обеспечивает последователям ислама возможность освободиться от пут исторического шариата и одновременно преодолеть раздвоенность своего современного сознания, оставаясь при этом истинно верующими мусульманами.
Вне всякого сомнения, книга представляет собой не только интеллектуально честную, но и требующую со стороны автора определенного мужества попытку провести глубокое исследование и найти решение объективно существующей сложнейшей проблемы - соотношения шариата и современных общепринятых норм морали и права.
Уверен, что эта книга привлечет самое пристальное внимание как отечественных востоковедов и исламоведов, так и самих мусульман.