З.С. Арухов. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкала: Агентство "Кавказ", 1999, 164 с.
СОБЫТИЯ последних десятилетий в государствах Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки, а в последние годы и в России и странах Центральной Азии дали немало примеров того, как активно используется исламская аргументация для обоснования тех или иных внутри- и внешнеполитических шагов. Именно поэтому крайне важно дать по возможности максимально объективную оценку мусульманской религии и ее роли в обществе. Заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, кандидат философских наук Загир Арухов попытался проанализировать основы зарождения и бытования такого понятия, как "исламский экстремизм".
Сильной стороной этой работы, безусловно, является ее информационно-аналитическая часть. Арухов переработал большой объем фактологической информации, отражающей связь этого феномена с различными аспектами социальной жизни арабских стран Ближнего Востока, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля и, конечно, республик Северного Кавказа. Это позволило автору сформировать четкое представление о роли, которую мусульманская религия сыграла в жизни этих стран и регионов, и дать читателю достаточно объективное представление о том, что же представляет собой феномен так называемого исламского экстремизма.
Вместе с тем нельзя не сделать ряда замечаний по поводу теоретического аспекта исследования. Так, например, нельзя согласиться с автором в том, что он фактически не разделяет два понятия: "исламский фундаментализм" и "исламизм": "...если сторонники фундаментального ислама выступают за создание соответствующей модели общества, то исламисты говорят о модели государства. По сути, между теми и другими нет существенных противоречий, так как в любом случае они, как правило, оперируют категориями политического ислама".
Я считаю, что ислам как явление социологического ряда есть модель идеальной формы организации общества. В этом случае системное качество мусульманской религии реализуется в том, что она направлена на обеспечение целостности той или иной социальной системы, члены (или часть членов) которой исповедуют ислам.
В районах традиционного распространения ислама можно выделить три модели идеальной формы социальной организации: традиционалистская, фундаменталистская и модернистская. Содержание каждой из них и "взаимоотношения" их с обществом (в том числе возрастание роли исламского фундаментализма) определяются объективными факторами функционирования конкретных социальных систем на глобальном, региональном и страновом уровнях.
В свою очередь процесс реализации той или иной мировоззренческой (теоретической) модели государственного и общественного устройства на практике в отличие от самой модели обусловлен главным образом субъективными факторами и, в частности, может быть связан со стремлением определенных кругов вернуться к "истокам веры".
В последнем случае этот процесс может выражаться, с одной стороны, в более активном распространении мусульманских обрядов, обычаев, традиций, в призывах к их неукоснительному соблюдению, в увеличении числа строящихся мечетей и т.п. Именно данное явление и следует, по моему мнению, квалифицировать как исламский фундаментализм.
Более того, нам следует научиться уважать и считаться с этим феноменом, влияющим на ситуацию в районах традиционного распространения ислама, в том числе в самой России и в государствах "ближнего зарубежья".
С другой стороны, события, происходящие в районах традиционного распространения ислама, свидетельствуют о том, что некоторые силы используют фундаменталистскую фразеологию в политических целях для реализации своих, прежде всего экономических, интересов. Причем это не ограничивается только мирными средствами политической борьбы, но включает и насильственные методы, в том числе и экспорт "исламской революции".
В этом случае следует говорить уже не об исламском фундаментализме, представляющем собой религиозный феномен, но об исламизме ("политическом исламе"), который для оправдания политики экстремизма и терроризма часто использует фундаменталистские лозунги.
Иными словами, религия и политика, будучи элементами одной и той же системы общественного сознания, тем не менее представляют собой разные его элементы и выполняют функцию сохранения целостности данного социума своими, присущими каждому из них методами. Именно поэтому так важно отделить исламский фундаментализм от исламизма.