0
7045
Газета Политика Интернет-версия

16.03.2000 00:00:00

Важно отличать исламский фундаментализм от исламизма


З.С. Арухов. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкала: Агентство "Кавказ", 1999, 164 с.

СОБЫТИЯ последних десятилетий в государствах Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки, а в последние годы и в России и странах Центральной Азии дали немало примеров того, как активно используется исламская аргументация для обоснования тех или иных внутри- и внешнеполитических шагов. Именно поэтому крайне важно дать по возможности максимально объективную оценку мусульманской религии и ее роли в обществе. Заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, кандидат философских наук Загир Арухов попытался проанализировать основы зарождения и бытования такого понятия, как "исламский экстремизм".

Сильной стороной этой работы, безусловно, является ее информационно-аналитическая часть. Арухов переработал большой объем фактологической информации, отражающей связь этого феномена с различными аспектами социальной жизни арабских стран Ближнего Востока, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля и, конечно, республик Северного Кавказа. Это позволило автору сформировать четкое представление о роли, которую мусульманская религия сыграла в жизни этих стран и регионов, и дать читателю достаточно объективное представление о том, что же представляет собой феномен так называемого исламского экстремизма.

Вместе с тем нельзя не сделать ряда замечаний по поводу теоретического аспекта исследования. Так, например, нельзя согласиться с автором в том, что он фактически не разделяет два понятия: "исламский фундаментализм" и "исламизм": "...если сторонники фундаментального ислама выступают за создание соответствующей модели общества, то исламисты говорят о модели государства. По сути, между теми и другими нет существенных противоречий, так как в любом случае они, как правило, оперируют категориями политического ислама".

Я считаю, что ислам как явление социологического ряда есть модель идеальной формы организации общества. В этом случае системное качество мусульманской религии реализуется в том, что она направлена на обеспечение целостности той или иной социальной системы, члены (или часть членов) которой исповедуют ислам.

В районах традиционного распространения ислама можно выделить три модели идеальной формы социальной организации: традиционалистская, фундаменталистская и модернистская. Содержание каждой из них и "взаимоотношения" их с обществом (в том числе возрастание роли исламского фундаментализма) определяются объективными факторами функционирования конкретных социальных систем на глобальном, региональном и страновом уровнях.

В свою очередь процесс реализации той или иной мировоззренческой (теоретической) модели государственного и общественного устройства на практике в отличие от самой модели обусловлен главным образом субъективными факторами и, в частности, может быть связан со стремлением определенных кругов вернуться к "истокам веры".

В последнем случае этот процесс может выражаться, с одной стороны, в более активном распространении мусульманских обрядов, обычаев, традиций, в призывах к их неукоснительному соблюдению, в увеличении числа строящихся мечетей и т.п. Именно данное явление и следует, по моему мнению, квалифицировать как исламский фундаментализм.

Более того, нам следует научиться уважать и считаться с этим феноменом, влияющим на ситуацию в районах традиционного распространения ислама, в том числе в самой России и в государствах "ближнего зарубежья".

С другой стороны, события, происходящие в районах традиционного распространения ислама, свидетельствуют о том, что некоторые силы используют фундаменталистскую фразеологию в политических целях для реализации своих, прежде всего экономических, интересов. Причем это не ограничивается только мирными средствами политической борьбы, но включает и насильственные методы, в том числе и экспорт "исламской революции".

В этом случае следует говорить уже не об исламском фундаментализме, представляющем собой религиозный феномен, но об исламизме ("политическом исламе"), который для оправдания политики экстремизма и терроризма часто использует фундаменталистские лозунги.

Иными словами, религия и политика, будучи элементами одной и той же системы общественного сознания, тем не менее представляют собой разные его элементы и выполняют функцию сохранения целостности данного социума своими, присущими каждому из них методами. Именно поэтому так важно отделить исламский фундаментализм от исламизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
534
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
301
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
569
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
360

Другие новости