0
1410
Газета Политика Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Первая задача нового правительства

Валерий Дзгоев

Об авторе: Валерий Дмитриевич Дзгоев - советник президента Республики Северная Осетия-Алания.

Тэги: правительство, экономика, финансы


АНАЛИЗ ситуации и опыт практической работы в должности руководителя Министерства финансов субъекта Федерации позволяют утверждать, что в нынешнем виде сложившаяся в России бюджетная система, система межбюджетных отношений, равно как и налоговая система, не устраивает ни федеральный центр, ни его субъекты.

Любая система бюджетного устройства должна ориентироваться на достижение трех важнейших хозяйственно-политических целей. Таковыми являются: стабильность уровня цен, высокая степень занятости и экономический рост. (В Германии эти три цели плюс требование внешнеэкономической сбалансированности закреплены Федеральным законом от 1967 года "О поддержании стабильности и роста экономики".) У нас пока, к сожалению, как мы видим, эти три цели не являются главными.

Поскольку межбюджетные отношения можно образно представить как магистраль с двусторонним движением: вверх - доходы-налоги, вниз - расходы, то, как отмечают многие авторы, главная проблема межбюджетных отношений в том, что мы до сих пор не решили основополагающих вопросов. А именно: четкое разграничение полномочий и ответственность властей разных уровней за финансирование расходов, с одной стороны, и меняющаяся ежегодно система расщепления налогов по уровням бюджетов - с другой. Это, в частности, не стимулирует развитие налогооблагаемой базы. В результате из года в год многими регионами принимаются бюджеты с большим фактическим дефицитом, а их исполнение проходит в режиме секвестрирования.

И неэффективная, частая корректировка межбюджетных отношений, и бесконечные разговоры вокруг налогового законодательства наводят на мысль, что в нашей стране недостаточно глубоко изучена сама теория государственных финансов.

Стараясь найти свой путь решения частных проблем, мы неминуемо, после долгих мытарств, будем возвращаться к ним. Поэтому, не поняв и не решив общих вопросов, частные вопросы неразрешимы.

В крупнейшей и старейшей в стране финансовой библиотеке Министерства финансов РФ, которой в этом году, кстати, исполняется 175 лет, легко обнаружить, что в 20-30-х годах в библиотеку поступало огромное количество литературы со всего мира по бюджетам и государственным финансам. Затем поступления резко сократились. После войны появились советские авторы, отечественные классики. Их ученики и до сих пор, выражаясь рыночным языком, контролируют ситуацию. В стране абсолютно отсутствуют переводные книги по теории государственных финансов, налогам и бюджетным процессам развития стран. В то же время огромное количество - по финансовому менеджменту (по финансам банковским, предприятий и т.д.). В этих областях пробел ликвидирован.

Оценка ситуации в России вынуждает нас признать, что в области теории и практики государственных финансов наше отставание по сравнению с развитыми странами составляет десятилетие. Приведем удивительную, на наш взгляд, историческую параллель из воспоминаний С.Ю. Витте. Вот как описывает он в своих мемуарах денежную реформу в России 1896 года, когда, будучи министром финансов, ввел в обращение золотой червонец. "Ни в университетах, ни в высшей школе правильной теории денежного обращения не читалось... По этому предмету не было на русском языке сколько-нибудь порядочных книг и учебников, за исключением нескольких, а именно то, что выходило из-под пера Николая Христиановича Бунге, когда он был профессором Киевского университета... Я очень хорошо помню разговор, который я имел с Бунге перед одним из первых заседаний комитета финансов, в котором я начал проводить денежную реформу. Бунге сказал мне следующее: "Сергей Юльевич, Вам будет очень трудно проводить эту реформу, потому что в финансовом комитете нет ни одного человека, который бы это дело знал. Все члены финансового комитета теоретически этого дело не изучали и практически его не видели".

Прошло 100 лет, но мы вынуждены констатировать, что мало что изменилось в этой области. В настоящее время абсолютное большинство руководителей среднего и высшего звена как федерального Министерства финансов, так и финансовых органов субъектов Федерации составляют специалисты с 15-20-летним опытом работы, получившие базовые знания в советской высшей школе и в лучшем случае имеющие недельный опыт знакомства с передовым опытом развитых стран в рамках редких немногочисленных поездок наших специалистов за рубеж. В России отсутствует какая-либо возможность изучения мирового опыта в области государственных финансов и налогового законодательства. Вузы не имеют возможности знакомить будущих финансистов с зарубежным опытом. Программы и учебники не выдерживают современных требований. В Отделении экономики РАН практически не ведутся исследования в данной области либо ведутся малыми силами. Хотя, как известно, в РАН сосредоточен самый широкий спектр исследований по всем отраслям знаний, кроме государственных финансов.

Бюджетные и налоговые законы пишет небольшое число специалистов. Но так как затем эти законы обсуждаются и принимаются и в правительстве, и в законодательных собраниях, то очень широкий круг людей должен знать основы теории государственных финансов. Очевидно, страна не может рассчитывать на серьезный подъем в экономике, не изменив ситуацию в государственных финансах и не подготовив специалистов нового уровня, знакомых с передовым западным опытом.

Сегодня стоит проблема создания государственно-правовой и экономической моделей, наиболее подходящих современной России. Этот путь не короткий, и важнейшим этапом является этап формализации, формулирования проблемы, где ведущую роль должна играть наука. Мы заявляем всему миру о нашем обновлении, это многократно подчеркивает президент Владимир Путин.

Незнающий идет вслепую и поэтому идет очень медленно, периодически натыкаясь на преграды.

Считаю необходимым в связи с вышесказанным принятие и реализацию государственной, президентской программы "Оздоровление государственных финансов", предусматривающей:

1. Обязательное повышение квалификации (с периодичностью в 3-5 лет) работников финансовых органов, налоговых служб через Институты повышения квалификации. На базе Финансовой академии при Правительстве РФ и Российской государственной налоговой академии организовать обязательную переподготовку руководителей финансовых органов по программе, разработанной при участии специалистов ЕС. (Финансовая академия при поддержке программы ТАСИС с 1991 года ведет переподготовку банковских работников.)

2. Перевод и издание на русском языке хотя бы по одной книге, описывающей опыт Канады, Германии, США и ряда других стран, подробно излагающей: а) бюджетный процесс этих стран, б) бюджетное законодательство, в) налоговое законодательство, г) теорию государственных финансов, а также описывающей работу финансовых органов и налоговых служб субъектов Федерации и финансирование отраслей и др. (первый шаг уже сделан - в издательстве "Экономика" выходят под редакцией первого заместителя министра финансов Алексея Кудрина и автора этих строк первые две книги новой серии "Государственные финансы": Дж. Стрик "Государственные финансы Канады", перевод 4-го изд., 500 стр.; Д.Брюмерхофф "Теория государственных финансов", перевод 7-го изд.,800 стр.).

3. Создать Фонд развития финансовой системы для финансирования этой программы. Для стимулирования работ учредить ежегодные премии теоретикам и практикам в этой области. (В бюджете 2000 года предусмотрен фонд развития региональных финансов. На сегодня этот фонд пока не работает, но его надо оставить для финансирования пилотных проектов в регионах.)

4. Обязать Министерство образования разработать современный курс лекций по общественным финансам и налоговой системе, принять участие в издании переводных книг и использовании их в учебном процессе. В ведущих вузах, на финансовых факультетах, провести переподготовку профессорско-преподавательского состава на основе западных стандартов, затем распространить это на всю страну.

5. Обеспечить ежегодный выезд отечественных специалистов за рубеж с целью ознакомления с опытом работы и преподавания в этих сферах.

6. Российской академии наук рекомендовать через систему целевого финансирования организовать исследования в области государственных финансов. Через систему грантов стимулировать эти разработки. Масштабность работ должна быть такой, чтобы за 5-10 лет в России появились ученые мирового уровня в теории государственных финансов.

7. Через СМИ организовать познавательное вещание и пропаганду основ знаний в этой сфере. Организовать выпуск журнала совместно со специализированными западными изданиями. Обеспечить крупнейшим библиотекам страны подписку и приобретение зарубежных финансовых учебников, монографий, научных журналов.

Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в долевом финансировании расходов по реализации данной программы.

Реализация программы позволит в течение 1-2 лет существенно изменить ситуацию в целом в области государственных финансов, налоговой системы, реально подойти к возможности проведения налоговой и бюджетной реформ, а также, несомненно, улучшит инвестиционный климат в стране. Само же принятие и реализация президентской программы увеличивают доверие к стране, создают весьма положительный имидж нового руководства России в глазах мировой общественности. Детальная разработка, принятие и реализация такой программы должны быть рассчитаны не только на решение сегодняшних проблем переходного периода. Целью программы должна быть система государственных финансов на ближайшие 20-30 лет. Только при такой постановке задачи мы опять не скатимся к решению частных сиюминутных проблем.

Важность принятия президентской программы трудно переоценить, но еще важнее активное участие всех заинтересованных сторон в развитии теории и внедрении передовых управленческих технологий в нашу практику.

Государственные финансы являются важнейшим инструментом влияния государства на экономику. В 90-е годы у нас сделано достаточно много, но предстоит сделать еще больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
388
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
333
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
307
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
343

Другие новости