0
1830
Газета Политика Интернет-версия

25.05.2000 00:00:00

Очевидный шаг против России

Тэги: НАТО


НЕДАВНЕЕ совместное заявление девяти стран Центральной Европы и Балтии, выдвинувших себя в качестве кандидатов на вступление в НАТО, - очень серьезное событие, требующее внимательного осмысления. Первым делом следует подчеркнуть, что только полностью наивный человек может счесть это "самостоятельным" политическим волеизъявлением Румынии, Болгарии, Словении, Словакии, Македонии, Албании, Эстонии, Латвии и Литвы. Очевидно, что как минимум подобное предложение не смогло быть задумано и тем более воплощено без предварительных консультаций с США и одобрения с их стороны.

Этот жест совершен в то время, когда Запад и Европа в частности начинают размышлять с некоторой долей самокритики и реализма о событиях в Косово и бывшей Югославии. Встреча в Стамбуле вновь поставила вопрос об усилении ОБСЕ. В России, пусть и не без трудностей, вновь начинают брать верх сторонники возобновления диалога с НАТО, а Дума ратифицировала Договор СНВ-2. Авторитетные американские политики, например, бывший советник по национальной безопасности Скоукрофт, признают необходимость плана коллективной безопасности от Атлантики до Владивостока и создания в этих целях органа, который смог бы представлять всеобщие интересы. Европейцы, со своей стороны, продолжают размышлять о создании собственных европейских сил предупреждения и разрешения конфликтов, чтобы взять на себя часть ответственности за европейскую безопасность, необязательно вовлекая в это дело НАТО.

В этом относительно положительном контексте - пусть и не исчезли еще последствия югославской войны и существуют до сих пор тревожные симптомы углубления кризиса на юге Балкан - за "инициативой девяти" просматривается явная дестабилизационная операция. Трудно избавиться от впечатления, что в Вашингтоне настроены не допустить любой возможности пересмотра военно-политической доктрины, выработанной на саммите НАТО, созванном в Вашингтоне в самый разгар войны. Она направлена прежде всего против намерений европейских союзников внести в нее поправки. Но это и очевидный шаг против России, которая неоднократно и энергично заявляла о неприемлемости дальнейшего расширения НАТО на восток, особенно если оно будет включать в себя хоть одну из суверенных республик Балтии.

Время, выбранное для этой операции, тоже немаловажно. Она произошла за десять дней до приезда в Москву президента Клинтона. А сам визит произойдет всего за несколько дней до первой европейской поездки президента Владимира Путина. И опять-таки трудно избежать впечатления, что Клинтон пытается повлиять на действия Путина по отношению к Европе и на действия Европы по отношению к Путину. Разве не ясно, что решение о расширении НАТО в подобных масштабах поставило бы российского президента в крайне трудное положение.

Если только этот ход не сделан в совершенно ином направлении. Известно, что Клинтон и Гор в своих предвыборных интересах стремятся формально начать (с соответствующим финансированием) миллиардный проект собственного "звездного щита". Известно и то, что Европе не очень по душе такая идея. Но если бы Клинтону удалось добиться от Путина согласия на пересмотр Договора по ПРО от 1972 года, было бы очень просто заткнуть рот европейцам. А чтобы принудить к такому согласию российского президента, нет ничего лучше, чем помахать у него перед глазами еще большей угрозой. Иными словами, "инициатива девяти" - согласно этой гипотезе - нечто вроде пробного шара, товара для выгодной торговли, обмена на согласие России на создание американской противоракетной системы. Если это на самом деле так, то мы наблюдаем не что иное, как использование страхов, искусственно нагнетаемых в определенной части Европы. Это опасная и безответственная игра, ничего общего не имеющая с проблемами коллективной безопасности на континенте.

По сути, продолжает претворяться в жизнь односторонняя логика американских интересов, которая, вместо того чтобы способствовать политической и экономической интеграции континента, возводит новые барьеры. Спустя десять лет после падения Берлинской стены мы должны признать, что не только было упущено время для создания новой политики коллективной безопасности, но мы даже отброшены назад по сравнению с Парижской хартией 1990 года, нацеленной на всеевропейское политическое сотрудничество.

Европейцы должны реально оценить происходящее. Существует пространство для совместной стратегии России и Европейского союза по обеспечению коллективной безопасности. Разумеется, совместно и с США, без участия которых не может быть безопасности ни для кого - ни в Европе, ни в остальном мире. Разработка плана действий в этом направлении требует честного сотрудничества всех участников процесса. Можно ожидать, что Владимир Путин скажет президенту Клинтону нечто похожее. Я также считаю, что европейские лидеры, которые будут встречаться с Владимиром Путиным, прежде всего итальянское правительство, должны будут внимательно оценить открывающееся перед ними пространство и предстоящую им роль, чтобы избежать ошибки Вашингтона по отношению к России, навязавшего ей, теми или иными способами, катастрофическую экономическую реформу. Хотя главную ответственность, конечно, несут российские правители.

Мне хотелось бы закончить эти непростые рассуждения все-таки на оптимистической ноте. Недавно мне пришлось в числе других участвовать в Форуме-2000, организованном Генри Киссинджером. Замысел этой встречи состоял в том, чтобы послушать, что думают о роли Соединенных Штатов в XXI веке представители зарубежных стран. И вот что интересное обнаружилось. Выступления участников были весьма конструктивными, отличались глубиной суждений, и в них отсутствовал начисто конфронтационный дух. Все выступавшие как будто договорились относительно того, что сегодня Соединенные Штаты занимают по многим позициям лидирующее положение, и это накладывает на них большую ответственность. Из этого одновременно делался вывод, что в интересах и самих Соединенных Штатов Америки, и других стран партнерские отношения между США и другими государствами, что мировому сообществу неприемлемы гегемонизм, доминирование, от кого бы и откуда бы они ни исходили. Таков, собственно, императив современного мира.

Кстати, такая постановка проблемы была встречена с пониманием представителями Соединенных Штатов Америки. А это были весьма авторитетные люди, среди которых и такие, как господин Гингрич, бывший министр торговли Рубин, бывший начальник Объединенных штабов Колин Пауэл, сенатор Керри. Хотелось бы надеяться, что и предстоящий визит президента Клинтона в Россию, его переговоры с президентом Путиным пройдут именно в этом ключе.

В общем-то, для отношений США и России нужна новая повестка дня - включая, конечно, вопросы безопасности, но и определение новых горизонтов экономического и торгового сотрудничества, совместные усилия в борьбе с международным терроризмом, очень важные вопросы, касающиеся развития ситуации в Европе и в странах СНГ. Именно обмен в духе партнерства по всем этим проблемам имел бы положительные последствия, несмотря на то что это последний визит президента Клинтона в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
472
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
540
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
381
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
397

Другие новости