0
1607
Газета Политика Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

Есть ли друзья у России?

Владимир Штоль

Об авторе: Владимир Владимирович Штоль - главный редактор журнала "Обозреватель-Observer", заместитель председателя движения "Духовное наследие".

Тэги: россия, запад, отношения


россия, запад, отношения

С СЕРЕДИНЫ 80-х до середины 90-х гг. вопреки очевидным фактам дискредитации страны и потерей ею международного авторитета навязывались идеи невразумительных "общечеловеческих ценностей", "общеевропейского дома", бесконечных банных "друзей" биллов, жаков, гельмутов, мори и т.д. Навязчиво раздувался мыльный пузырь под названием "У России врагов нет". Может быть, открытых пока и нет, но скрытых, готовых в любой момент и под любым предлогом прихватить ее территорию и одну треть мировых природных богатств, не счесть. Под лозунгом отсутствия врагов шла бесконечная военная реформа, вылившаяся в конце концов в открытые противоречия между министром обороны и начальником Генерального штаба ВС России.

Полное непонимание законов формирования Вооруженных сил в мирное время продемонстрировал еще в 50-е годы Хрущев. Так что у современной реформы были аналоги, в результате которых страна утрачивала свой оборонительный потенциал, нарушалось взаимодействие между родами войск, так как ликвидации подвергались наиболее боеспособные, современные части и сокращался офицерский состав самого активного возраста (30-40 лет), для подготовки которого надо как минимум 15 лет плюс материальные затраты.

За то, что Россия в 15 последних лет понесла значительные утраты в геополитическом плане, говорят многие факты даже последних 2-3 лет. Это пренебрежение мнением России при агрессии в Югославии (в обход решений СБ ООН); отсутствие равных возможностей в торговле (ужесточение квот и дискредитация отечественных товаров); арест российского имущества и счетов дипломатических служб во Франции; связанные кредиты МВФ, не дающие для развития экономики страны ничего, кроме долгов (товары и услуги во многих случаях сомнительного качества, оплата из средств кредитов иностранных консультантов, назначенных МВФ, и их контор); вопли по вопросам организованной преступности, где за российскую мафию сходят все кому не лень; поощрение "бегства" капиталов и умов из России, а также отмывания "черного нала"; создание в России и на ее границах управляемых конфликтов; истерика по поводу "зажима" свободы слова и СМИ в России в тех случаях, когда речь идет о финансовых махинациях, решения Совета Европы о нарушениях прав человека в Чечне (а как в Косово, в Прибалтике, Казахстане и на Украине или в той же Чечне при Дудаеве и Масхадове?); создание "санитарного" кордона по периферии России за счет "прикармливания" правящих элит пограничных стран. Перечислять подобные факты можно долго. Важно понять, что Россия, сильная экономически и военно-политически, может гарантировать мир не только на одной шестой части планеты.

Итак, недружественные настроения по отношению к России существуют. Часто их носителями выступают страны, народы которых за всю многовековую историю взаимоотношений не подвергались неспровоцированному отпору со стороны России. Сейчас их бюджет до 80% построен за счет транзита российских товаров, спекуляций на российском внутреннем рынке, да и просто заработка в России, т.е. эти страны как жили за счет России при СССР, так и продолжают жить, но активно культивируют у себя антирусский комплекс неполноценности.

Эти страны с учетом их ничтожного экономического потенциала и геополитического веса никогда бы не посмели поднять голос против России, не говоря уже о том, чтобы учинить на своей территории дипломатический скандал, содержать и финансировать чеченские антироссийские организации, не имей они поддержки со стороны.

Сейчас многие бывшие союзники СССР по ОВД и СЭВ побежали в НАТО, доказывая свою готовность служить новым хозяевам. Руководство этих стран закрывает границы для гуманитарных конвоев, но открывает небо и аэродромы для натовских самолетов, предоставляет свои воинские подразделения в распоряжение командования НАТО при агрессии против Югославии. В зависимости от того, кто приходил к власти, политики искали поддержки то на Западе, то на Востоке, а сейчас для них очередной "свет в окошке" - США и выразитель их интересов в Европе - военный блок НАТО.

После распада СССР и ликвидации ОВД российское руководство посчитало, что с блоком НАТО можно установить отношения сотрудничества при решении общих военных вопросов (контроль за обычными вооружениями в Европе и их сокращением, предотвращение войны на континенте) и относительно частных политических проблем, не придавая блоку каких-либо полицейских функций. Так развивалось сотрудничество между Россией и НАТО до Брюссельской сессии Совета НАТО в 1994 г., когда возникло две идеи: создание программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) как дополнение к системе НАТО с появлением возможности выхода блока за пределы своей компетенции и расширение возможностей реагирования блока на кризисные ситуации.

Это не было оспорено Россией как попытка в одностороннем порядке изменить правила "поведения", сложившиеся на момент окончания холодной войны. Российская дипломатия фактически констатировала свое согласие с политикой НАТО, направленной на утверждение военно-политического господства блока в Европе, его ведущей роли во вновь создаваемой системе европейской и международной безопасности.

В результате в структуру НАТО вошли новые члены: Венгрия, Чехия и Польша. Теперь военная группировка НАТО продвинулась на восток на 650-750 км, что дает ей возможность при необходимости наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до Волги и Урала, поражать позиции стратегических ракет России.

Ракетно-бомбовыми ударами по Югославии была сделана заявка на модель нового мироустройства: однополюсный мир во главе с США; НАТО в качестве международного жандарма и "верховного судьи"; право силы как универсальное средство "умиротворения" несогласных; диктат и шантаж - форма общения с инакомыслящими членами мирового сообщества. Как заявил Клинтон, "НАТО может провести, если потребуется, военную операцию, подобную югославской, в любое время и в любом месте земного шара - будь то в Африке или в Центральной Европе".

Суть политики Запада в отношении России достаточно откровенно сформулировал американский журналист Джим Хоглэнд: "Нам все равно, будет в России демократия и рынок или нет; главное - чтобы там был послушный зависимый режим". Но Россия, как страна в целом и как народ, ее населяющий, оказалась не согласна с такой ролью, и тогда политика Запада эволюционировала: от благодушного похлопывания по плечу до злобной пропагандистской истерии.

Угрозы безопасности России приобретают качественно иной характер. Они проявляются прежде всего в попытках Запада противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если добавить к этому, что в НАТО втягивают Украину, Узбекистан, Азербайджан и Грузию, что американские атомные лодки свободно ходят по Севморпути и что России угрожает не только авиация НАТО, но и американская космическая группировка, то становится совершенно ясно, что расширение НАТО и его Концепция-99 будут представлять самую серьезную угрозу для России в начале XXI в.

Совершенно неправомерно говорить о равноправном партнерстве России и НАТО при многократном превосходстве военной и экономической мощи альянса и при отсутствии у России права "вето" на решение вопросов по расширению НАТО, в том числе за счет республик бывшего Советского Союза. США и НАТО решают сейчас свою основную стратегическую задачу - никогда не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу.

Россия, в свою очередь, как это определено ее Военной доктриной, "приоритет отдает политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам", стремясь к взаимовыгодному партнерству с НАТО, в сочетании с твердой решимостью защищать всеми имеющимися средствами и силами национальные интересы государства.

Необходимо искать пути сотрудничества с альянсом по всем ключевым вопросам, ибо альтернативы конструктивным отношениям с НАТО сейчас нет. Это понимают и в НАТО и в России.

Формирование долгосрочного партнерства между Россией и НАТО не просто отвечает интересам всех сторон, но и призвано стать одной из основ новой системы европейской безопасности. Однако, как указывает Концепция внешней политики РФ, "насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя обязательств".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1344
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1285
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1517
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1249

Другие новости