0
1408
Газета Политика Интернет-версия

07.09.2000 00:00:00

П(о)рочные связи


М.Н. Афанасьев. Клиентелизм и российская государственность. - 2-е изд., доп. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000, 320 с.

ВСЕГДА приятно, когда в свет выходит фундаментальная научная работа, не вскользь, не мельком, а обстоятельно и всесторонне освещающая какую-либо важную проблему. Тем более приятно, когда подобная работа выдерживает второе издание. Автор не только ставит перед собой довольно амбициозные задачи, но и успешно с ними справляется - помимо концептуальных положений, освещающих сущность и социальное значение отношений типа "патрон-клиент", работа содержит подробный анализ различных форм клиентелизма, начиная от межкастового взаимодействия в древнеиндийском обществе и заканчивая неформальными связями в структуре госаппарата современной России.

Приводимое Михаилом Афанасьевым определение клиентелизма, подчеркивающее, с одной стороны, личную зависимость "клиента" от "патрона", а с другой - взаимовыгодный, солидарный, имеющий неформальную основу характер их взаимоотношений, неизбежно вызывает самую широкую гамму ассоциаций именно с советским и постсоветским периодами развития нашей страны. Автор монографии убедительно, на мой взгляд, демонстрирует, что "отношения личной зависимости и покровительства" пронизывали всю политическую историю России.

В работе причудливо сочетаются, с одной стороны, подробный и крайне интересный анализ различных проявлений отечественной бюрократической традиции, а с другой - размышления о политической культуре России. В частности, автору удается подметить одну из важнейших ее особенностей, кратко сформулированную им в следующей фразе: "Сам император лично является источником преуспевания подданных - точно так же, как он является источником формального закона".

Одной из основных особенностей монографии Михаила Афанасьева является ее истинная академичность - не зря во введении автор с явным раздражением замечает, что "сегодня бесформенность дискурса у многих принято называть постмодерном, а последний выдавать за свободу творчества". Сам Михаил Афанасьев делает все, чтобы оставаться истинным исследователем - в самом начале своей работы он оговаривает проблему, которую ему предстоит решить, ее научную разработанность, предмет, цели и задачи исследования.

Здесь же содержится и рабочая гипотеза, согласно которой вся история (в том числе и современная) российской государственности в значительной мере детерминирована распространенными в обществе в целом и в бюрократической среде в частности клиентарными отношениями. Основательность подхода автора к исследованию столь масштабной проблемы подтверждает и обширная библиография, большая часть которой, правда, расположена в первой части книги, посвященной теоретическим аспектам проблемы.

Несколько по-другому обстоят дела с библиографией в последних главах, предметом исследования в которых выступает российское чиновничество постсоветского периода. Ссылок на научные работы становится меньше, зато появляются довольно интересные социологические данные, полученные автором в результате опроса слушателей Российской академии государственной службы. Несмотря на то что выборка исследования была небольшой, полученные в итоге данные позволяют сделать интересные выводы. В частности, основным условием для повышения эффективности работы госаппарата современные чиновники считают развитие законодательной и нормативной базы госслужбы, а вовсе не материальное обеспечение и стимулирование, как утверждает большинство публичных политиков.

Автор, однако, не ограничивается отстраненным исследованием вышеперечисленных проблем, а выступает с конкретными рекомендациями, делая, таким образом, заявку на участие (прямое или косвенное) в процессе превращения российского чиновничества в веберовскую "рациональную бюрократию". В частности, он выступает с инициативой создания федерального Управления по делам государственной службы, статус которого должен быть достаточно высок, для того чтобы оно могло эффективно осуществлять модернизацию госслужбы и гарантировать права служащих. Второе предложение касается создания антикоррупционного органа, занимающегося "очисткой" административного аппарата от весьма распространенных "вредных явлений". Третий шаг - обеспечение кадровой ротации чиновничества на федеральном и региональном уровнях.

Однако за время, прошедшее с первого (1997 г.) до второго (2000 г.) издания книги, планам автора не было суждено воплотиться в жизнь. В новой, написанной уже после недавних выборов президента главе "Итоги переходного периода" Михаил Афанасьев отмечает, что "отечественный патронат вошел в фазу консервации условий и правил своего социального воспроизводства. Главную интригу политического процесса при этом будут составлять колебания между административным централизмом и административной локализацией, ...которые сами по себе не связаны ни с формированием гражданского общества, ни с развитием демократической правовой государственности".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
196
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
286
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
245
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
288

Другие новости