ДО ДУМСКИХ каникул правительство не без понуканий со стороны администрации президента загрузило работой нижнюю палату как никогда. Помимо закона о партиях, по сведениям источников в администрации президента, до конца продленной сессии Кремль надеется, что в первом чтении будут приняты КЗОТ, пенсионная реформа (хотя не исключено, что она может "уйти" и на осень), Земельный кодекс, а также поправки к УПК, таможенные пошлины, поправки к закону о валютном регулировании.
Последним Госдума займется на этой неделе. Это связано с тем, что в настоящее время существуют серьезные трудности по возврату в страну валютной выручки, полученной российскими организациями - экспортерами. Попытки кардинально изменить ситуацию с утечкой капитала делались и раньше, но те меры административного регулирования, которые предпринимались правительством и Центробанком - введение паспортов внешнеэкономических сделок, депонирование валютных средств на счетах экспортеров, обязательная продажа 75% валютной выручки на бирже, проведение контрольных мероприятий, - фактически ни к чему не привели. Только в течение 2000 года вывоз капитала из Российской Федерации превысил 25 млрд. долларов США.
Законопроект "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и изменения в Федеральный закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", предложенные к обсуждению Госдумой заместителем председателя думского комитета по собственности Евгением Ищенко, могут в корне изменить положение дел. Целью этого законопроекта является создание принципиально нового экономического механизма валютного контроля путем существенного сокращения количества валютных операций с участием резидентов и нерезидентов. По мнению самого автора документа, эта мера будет способствовать полному возврату валютной выручки всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.
Предлагаемый законопроектом механизм расчетов при экспорте российского сырья и промышленной продукции заключается в следующем: все расчеты между резидентами - экспортерами и нерезидентами-импортерами указанных товаров должны осуществляться в валюте Российской Федерации (в рублях). Поэтому нерезиденты, являющиеся импортерами указанных товаров, будут вынуждены осуществлять покупку рублей за иностранную валюту на российском или зарубежных валютных рынках. Следствием таких нововведений, считает депутат, станет укрепление и стабилизация рубля, существенное уменьшение долларизации российской экономики и постепенное движение к внешней конвертируемости национальной валюты путем обеспечения стабильного спроса на нее на международных финансовых рынках. Именно по такой схеме сегодня успешно работают экономики развитых стран Западной Европы, Китая, Малайзии и других стран Юго-Восточной Азии.
Важно отметить, что предлагаемый законопроектом механизм не вводит никаких дополнительных ограничений и не нарушает обязательств Российской Федерации перед МВФ по обеспечению конвертируемости рубля. В то же время этот закон не потребует введения или отмены уже существующих налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.