0
871
Газета Политика Интернет-версия

06.10.2001 00:00:00

Долгий марафон

Игорь Масленников

Об авторе: Игорь Федорович Масленников - первый секретарь Союза кинематографистов России, режиссер.

Тэги: союз, кинематографисты, собственность


СКОЛЬКО было сказано слов, написано статей, одобрено решений и постановлений огромным количеством кинематографистов России в стремлении добиться элементарной человеческой справедливости в решении судьбы теперь уже набившего оскомину Киноцентра, стоящего посреди Москвы┘ Увы! Небольшая - повторяю, небольшая - группа солидных и влиятельных людей вновь и вновь тасует документы, предъявляя их в судах разных инстанций, организует статьи и коллективные письма с единственной целью - отстоять свои имущественные (раньше бы сказали - шкурные) интересы. Поскольку страсти кипят нешуточные, речь идет о солидном имуществе.

18 сентября премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение Минимуществу и Минюсту о закреплении за Союзом кинематографистов России всего имущества Союза кинематографистов СССР на территории бывшего РСФСР.

И здесь необходимо вспомнить историю вопроса.

Когда в апреле 1990 года на Первом учредительном съезде кинематографистов России меня избрали председателем тогда же созданного Союза кинематографистов Российской Федерации (СК РФ), я и представить себе не мог, в какую ловушку попал. За четыре дня до этого был срочно создан Московский союз, вскоре возник Ленинградский. Именно в это время, как вы все помните, началась вакханалия "суверенизации". На съезде я предложил, чтобы Сергей Соловьев, который к тому моменту возглавил Союз Москвы, работал со мной в паре в интересах организационного единства всех нас. Так и было непродолжительное время, пока вслед за оргдележкой не началась дележка имущества.

Тогда мало кто из нас разбирался в таких понятиях, как права собственности, контракты, соглашения, приватизация, акции, дивиденды. Не было юристов. Мы были благодушны, наивны. Но это было время ловких дельцов и сметливых умов.

Союз кинематографистов СССР был богатейшей организацией среди творческих союзов, он располагал гигантским количеством собственности не только в Центре, но и во всех республиках, шло непрерывное строительство домов творчества, киноцентров, производственных зданий, жилья. С распадом СССР и возникновением новых стран затрещало и хозяйство киносоюза.

Я был не в состоянии остановить этот процесс развала и почел за благо уступить свой пост Сергею Соловьеву - главе Московского союза - в интересах объединения усилий двух центральных организаций, располагавшихся в Москве. Надо сказать, что с момента, как он занял этот пост, в Сергее поубавилось сепаратистских настроений, но было уже поздно. Объединить эти две организации ему не удалось. Не удалось и спасти многое из того, что находилось на территории России. Замерзло строительство Дома творчества в Красной Пахре, был продан по дешевке тогдашним руководством Ленинградского союза недостроенный корпус нового Дома кино. Скорбный список можно продолжать.

Одно из самых удивительных утверждений, которые распространяются в последние полгода в некоторых органах печати, публичных заявлениях и официальных письмах руководителей Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, состоит в том, что эта конфедерация является правопреемником Союза кинематографистов СССР, а стало быть, и хозяином всего того богатства, о котором я говорил выше.

Этого не может быть уже потому, что при создании этой организации Союз кинематографистов России не подписал ее учредительные документы. Мы заглянули в предпоследний устав КСК и не обнаружили там слов о таком преемстве. Зато в последней редакции устава КСК, который ее юристы демонстрируют на всех арбитражных судах, такая строчка возникла. Откуда?

Этот довод используется пока только в имущественных спорах с СК России по поводу Московского киноцентра, но, чем черт не шутит, аппетит приходит во время еды - у КСК могут возникнуть претензии и к Центральному Дому кино, и к зданию Союза, и к Дому ветеранов кино┘

Оказывается, надо быть все время начеку, не терять бдительности, не быть благодушными и настроенными по-приятельски, окружить себя юристами, охраной - из архива нашего Союза исчезло большое количество документов, оригиналы многих договоров и соглашений (а суды ксерокопии не принимают во внимание), обнаруживаются поддельные подписи и т.д.

Что же на самом деле это такое - Конфедерация Союзов кинематографистов?

Идея Довлата Худоназарова - последнего председателя Союза кинематографистов СССР - о сохранении дружеских, творческих связей между кинематографистами распадавшейся тогда страны была справедлива и плодотворна. Но вскоре она стараниями нескольких дельцов была осквернена все тем же - дележом имущества. Безвозвратно исчезли производственные здания на Украине, в Грузии и Армении; дома творчества, жилье, киноцентры и дома кино оказались за рубежами России, и нет о них ни слуху ни духу.

Зато есть огромное здание в центре Москвы - Киноцентр!

И принадлежит он Международному закрытому акционерному обществу "Киноцентр", которым управляет группа несменяемых и непереизбираемых людей. В стране меняются президенты, премьер-министры, правительства, руководства творческих союзов, и только в Киноцентре все стабильно. Большинство этих аксакалов осели в Москве. Кого представляет узбек, когда в Узбекистане нет творческого киносоюза? Кого представляет грузин, который на последнем Шестом съезде Союза кинематографистов СССР в порыве страсти гневно заявил, что грузинской ноги больше не будет в Москве? Кинематографистам Прибалтики никогда не нравился Советский Союз, а теперь и Россия тоже, но они исправно приезжают в Москву на заседания МЗАО "Киноцентр" за своими дивидендами.

Интересно, кстати, спросить у рядовых членов Союзов кинематографистов этих стран: достаются ли им эти дивиденды и знают ли они о них?

Всякие попытки СК России участвовать в деятельности этой организации пресекаются, хотя мы там имеем 32% от ни кем, к сожалению, не контролируемых доходов. Кандидатуры, представленные нашим Союзом, категорически отводятся. Зато в совет директоров регулярно избираются несколько доверенных и лояльных московских персон. Мы вынуждены были поставить вопрос: кто в доме хозяин? Мы встали на путь судебных разбирательств и вышли из состава КСК.

Я был на одном из таких судов. Поразительное впечатление! В течение всего разбирательства у всех нас росло гордое чувство торжества справедливости, нам казалось, что все ясно и понятно, наши речи были ярки и эмоциональны. Адвокат противной стороны говорил сухо, скучно, совал судьям какие-то бумажки, выписки┘

Нашей растерянности не было предела, когда суд огласил решение. Мы проиграли.

Я уже говорил, что наше документальное хозяйство долгие годы находилось в беспорядке, а противник всегда готовился к бою, понимая свое шаткое положение. Им помогает демагогия про то, что только они заботятся о дружбе народов и о пропаганде в массах вершин киноискусства. Как они относятся к киноискусству, хорошо видно на примере судьбы Музея кино, ради которого, собственно говоря, и строилось это здание. Шаг за шагом, комната за комнатой, один просмотровый зал за другим МЗАО "Киноцентр" отвоевывает у музея его территорию. Лишь только благодаря стойкости директора музея Николая Клеймана он еще там существует. Но и Клейман дрогнул, стал проситься в Министерство культуры, хочет стать государственной организацией.

Что же касается творческой деятельности КСК, направленной на поддержание дружеских связей с коллегами в странах СНГ, то Союз кинематографистов России всячески ее поддерживает и планирует даже расширить.

Мы также заявляем, что не собираемся менять сложившуюся систему отношений с арендаторами и партнерами МЗАО "Киноцентр". Мы лишь настаиваем на нашем активном участии в жизни этой организации, на контроле и подтверждении нашего права собственности.

Главным новшеством в новом уставе нашего Союза, принятом на Четвертом съезде, который проходил в Кремлевском дворце, является пункт о секретариате, который не избирается, а назначается избранными на съезде председателем и правлением. По аналогии с избранными президентом и Думой и назначаемым правительством. Удобная демократическая и эффективная форма. И Союз заработал. Здесь не место для отчетного доклада, но возьмите основанную нами газету "СК-Новости" и вы убедитесь, что СК РФ, пожалуй, самый активно живущий творческий Союз.

Принять такую кардинальную поправку к уставу должен был только полный кворум, то есть все члены Союза. Вместить такое количество участников мог только Кремлевский дворец, а он стоил недешево. И я знаю людей, которые при каждом удобном случае попрекают Никиту Михалкова за расходы на этот съезд. И эти же люди, именно они, ложатся поперек любых усилий Союза заработать лишний рубль, в том же Киноцентре, например.

Нам живется непросто. Огромны наши социальные расходы на поддержание ветеранов. Мы возобновили творческие семинары, восстанавливаем утраченные международные связи, являемся соучредителями 29 кинофестивалей, образовали молодежный отдел.

Легенды о гигантском долге Союза лживы. Векселя, по которым мы еще не расплатились, ничтожны в сравнении с нашим финансовым и имущественным потенциалом, который теперь стал реальностью после справедливого правительственного решения от 18 сентября 2001 года. Я уверен, что на Пятом съезде Союза кинематографистов России мы на глазах делегатов порвем последние векселя.

Наш очередной съезд откроется 16 ноября 2001 года в дни празднования 100-летнего юбилея Ивана Александровича Пырьева, организатора и строителя нашего Союза. И я надеюсь, что справедливость восторжествует!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1363
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2299

Другие новости