САМОЕ значимое в образовании - это ребенок, его развитие, его здоровье, его нравственность. Но почему-то не все, даже, казалось бы, самые умные люди, понимают, что за всем этим в первую очередь стоит учитель, а у нас - как правило, учительница. Ни здания, ни мебель, ни даже компьютеры, а именно - учитель. Он первичен. От его человеческих качеств, профессионализма, настроения зависит успешность обучения. Не увидеть роли учителя в реформе образования - значит обречь ее на провал!
Так и получилось с рядом предыдущих попыток проведения реформ, которые в упор не видели учителя, как, впрочем, и ученика, и пытались все проблемы образования решить за счет средств родителей. Коренное отличие нового подхода, который был предложен рабочей группой Госсовета и поддержан президентом РФ, как раз и состоит в том, что в намеченной реформе, во-первых, был увиден учитель, школа, во-вторых, был сделан упор на бесплатность образования как основу государственной политики в этой области.
Крайне важно, что участники "кремлевского педсовета" поддержали предложение, выдвинутое Профсоюзом работников народного образования и науки РФ: модернизация образования должна начаться с возвращения школе государственного статуса и повышения статуса учителя, в том числе за счет его государственной поддержки. Некоторые могут подумать, что это и так очевидно. К сожалению, нет. И на эти темы в течение последних лет на разных уровнях велась ожесточенная дискуссия. И потребовался авторитет президента, и только его, чтобы в этом споре поставить точку.
До некоторых пор говорили о противоречиях между правительством и рабочей группой Госсовета в вопросах реформирования образования. Это мнение ошибочно. Скорее нужно говорить о взаимно дополняющих подходах.
Сегодня принципиально важно, чтобы намеченное на ближайшее время заседание правительства по концепции модернизации образования закрепило сложившийся консенсус в своих официальных документах. Этому должно способствовать и поручение президента Владимира Путина, и безусловная поддержка проводимой модернизации со стороны председателя правительства Михаила Касьянова, поставившего в перечень первоочередных задач решение проблем образовательного сообщества России.
Предстоящее заседание правительства должно, по сути, легализовать намеченные изменения курса государственной политики в области образования. В чем же состоят эти изменения?
Статус школы. Так получилось, что за последнее десятилетие школа, подобно Церкви, была отделена от государства. Она в нарушение Конституции стала муниципальной собственностью со всеми вытекающими последствиями, главным из которых стало ее недофинансирование. До сих пор, несмотря на усилия правительства, в целом ряде муниципалитетов почти в трети регионов страны сохраняется текущая задолженность по заработной плате. Почему так происходит - долгий разговор. Но, если коротко, причина в том, что в разных муниципалитетах - разные доходы, а зарплату учителю должны платить везде.
Поэтому ключевым пунктом начавшейся модернизации Госсовет предложил передать школы в ведение субъектов Федерации. А это значит возвратить им статус госучреждений.
Статус учителя. То, что российский учитель получает низкую зарплату, это уже, как говорится, тема заезженная. Такое отношение к учителю мы перенесли из советского прошлого. Хотя, для сравнения, в царской России на зарплату сельского учителя можно было купить корову.
В наше время зарплата учителя упала ниже прожиточного минимума. Это уже не просто небольшая зарплата, как в советское время. Это уже зарплата, на которую не проживешь. А если к этому добавить пенсию, на которую тоже не проживешь, если нет накоплений (а откуда им взяться при такой зарплате), то становится ясно, что до последнего времени государственная политика в области образования ставила перед учителем проблему самовыживания, если не сказать крепче. И при этом некоторые мудрые мужи писали: "Общество недовольно качеством образования, необходима ротация учительского корпуса, резкое повышение его профессионализма". Это называется рассуждениями "упавшего с Луны". Слава богу, что нынешние учителя не до конца разбежались из школ - им просто некуда бежать.
В нищенских условиях существования говорить о реформе с учителем, убеждать его - полный абсурд. Сначала нужно заметно поправить материальное положение учительства. Ставка учителя не может быть ниже прожиточного минимума.
Благодаря председателю правительства Михаилу Касьянову и вице-премьеру Валентине Матвиенко делаются первые шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. К концу года предполагается увеличение зарплаты учителям на 60-80%. Но только лишь этим положение не исправишь.
Накануне заседания правительства повторю предложения рабочей группы Госсовета, прозвучавшие в Кремле:
- минимальную ставку учителя поднять до уровня не ниже прожиточного минимума;
- среднюю зарплату повысить в ближайшие годы в 2,6 раза;
- создать отраслевую пенсионную систему с целью модернизации пенсионного обеспечения учительства;
- ввести надбавки за непрерывный стаж, надбавки молодым специалистам;
- ввести отсрочку от призыва в армию для молодых педагогов, работающих в школе;
- предусмотреть систему мер в области ипотечного кредитования, медицинского и социального страхования и ряд других мер по социальным льготам.
Как видите, предложен и сформирован солидный пакет мер по государственной поддержке работников образования. И дело не только в том, что это было нами предложено и активно лоббировалось. (Профсоюзу дали возможность участвовать в формировании документов, определяющих государственную политику в области образования.) Хотелось бы верить, что нас услышали. Заявления Михаила Касьянова вселяют в этом смысле оптимизм.
Бесплатность образования как основа государственной политики в области образования - это третий аспект, предельно четко выделенный президентом в его выступлении на Госсовете. Платное образование должно развиваться только как дополняющее на основе полной прозрачности, чтобы все знали, сколько и за что платят.
В этом ключе особую значимость приобретают те позиции, которые уже содержатся в Законе "Об образовании" и в плане действий правительства, но до сих пор пока не реализованы. Это, в частности, разработка и внедрение системы государственных образовательных стандартов, перевод отрасли на нормативное финансирование, внедрение системы долевого финансирования в учреждениях дошкольного образования и т.д.
Конечно, не все безоблачно. Вполне допускаю, что и предстоящее заседание правительства может пройти в острых или даже жестких дискуссиях. Но есть большие надежды на то, что вектор государственной политики в области образования начал поворачиваться в нужном всему обществу направлении.