0
987
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2001 00:00:00

Учительство и власть

Владимир Лившиц

Об авторе: Владимир Борисович Лившиц - секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, член рабочей группы Госсовета.

Тэги: образование, ребенок, учитель


САМОЕ значимое в образовании - это ребенок, его развитие, его здоровье, его нравственность. Но почему-то не все, даже, казалось бы, самые умные люди, понимают, что за всем этим в первую очередь стоит учитель, а у нас - как правило, учительница. Ни здания, ни мебель, ни даже компьютеры, а именно - учитель. Он первичен. От его человеческих качеств, профессионализма, настроения зависит успешность обучения. Не увидеть роли учителя в реформе образования - значит обречь ее на провал!

Так и получилось с рядом предыдущих попыток проведения реформ, которые в упор не видели учителя, как, впрочем, и ученика, и пытались все проблемы образования решить за счет средств родителей. Коренное отличие нового подхода, который был предложен рабочей группой Госсовета и поддержан президентом РФ, как раз и состоит в том, что в намеченной реформе, во-первых, был увиден учитель, школа, во-вторых, был сделан упор на бесплатность образования как основу государственной политики в этой области.

Крайне важно, что участники "кремлевского педсовета" поддержали предложение, выдвинутое Профсоюзом работников народного образования и науки РФ: модернизация образования должна начаться с возвращения школе государственного статуса и повышения статуса учителя, в том числе за счет его государственной поддержки. Некоторые могут подумать, что это и так очевидно. К сожалению, нет. И на эти темы в течение последних лет на разных уровнях велась ожесточенная дискуссия. И потребовался авторитет президента, и только его, чтобы в этом споре поставить точку.

До некоторых пор говорили о противоречиях между правительством и рабочей группой Госсовета в вопросах реформирования образования. Это мнение ошибочно. Скорее нужно говорить о взаимно дополняющих подходах.

Сегодня принципиально важно, чтобы намеченное на ближайшее время заседание правительства по концепции модернизации образования закрепило сложившийся консенсус в своих официальных документах. Этому должно способствовать и поручение президента Владимира Путина, и безусловная поддержка проводимой модернизации со стороны председателя правительства Михаила Касьянова, поставившего в перечень первоочередных задач решение проблем образовательного сообщества России.

Предстоящее заседание правительства должно, по сути, легализовать намеченные изменения курса государственной политики в области образования. В чем же состоят эти изменения?

Статус школы. Так получилось, что за последнее десятилетие школа, подобно Церкви, была отделена от государства. Она в нарушение Конституции стала муниципальной собственностью со всеми вытекающими последствиями, главным из которых стало ее недофинансирование. До сих пор, несмотря на усилия правительства, в целом ряде муниципалитетов почти в трети регионов страны сохраняется текущая задолженность по заработной плате. Почему так происходит - долгий разговор. Но, если коротко, причина в том, что в разных муниципалитетах - разные доходы, а зарплату учителю должны платить везде.

Поэтому ключевым пунктом начавшейся модернизации Госсовет предложил передать школы в ведение субъектов Федерации. А это значит возвратить им статус госучреждений.

Статус учителя. То, что российский учитель получает низкую зарплату, это уже, как говорится, тема заезженная. Такое отношение к учителю мы перенесли из советского прошлого. Хотя, для сравнения, в царской России на зарплату сельского учителя можно было купить корову.

В наше время зарплата учителя упала ниже прожиточного минимума. Это уже не просто небольшая зарплата, как в советское время. Это уже зарплата, на которую не проживешь. А если к этому добавить пенсию, на которую тоже не проживешь, если нет накоплений (а откуда им взяться при такой зарплате), то становится ясно, что до последнего времени государственная политика в области образования ставила перед учителем проблему самовыживания, если не сказать крепче. И при этом некоторые мудрые мужи писали: "Общество недовольно качеством образования, необходима ротация учительского корпуса, резкое повышение его профессионализма". Это называется рассуждениями "упавшего с Луны". Слава богу, что нынешние учителя не до конца разбежались из школ - им просто некуда бежать.

В нищенских условиях существования говорить о реформе с учителем, убеждать его - полный абсурд. Сначала нужно заметно поправить материальное положение учительства. Ставка учителя не может быть ниже прожиточного минимума.

Благодаря председателю правительства Михаилу Касьянову и вице-премьеру Валентине Матвиенко делаются первые шаги по исправлению этой ненормальной ситуации. К концу года предполагается увеличение зарплаты учителям на 60-80%. Но только лишь этим положение не исправишь.

Накануне заседания правительства повторю предложения рабочей группы Госсовета, прозвучавшие в Кремле:

- минимальную ставку учителя поднять до уровня не ниже прожиточного минимума;

- среднюю зарплату повысить в ближайшие годы в 2,6 раза;

- создать отраслевую пенсионную систему с целью модернизации пенсионного обеспечения учительства;

- ввести надбавки за непрерывный стаж, надбавки молодым специалистам;

- ввести отсрочку от призыва в армию для молодых педагогов, работающих в школе;

- предусмотреть систему мер в области ипотечного кредитования, медицинского и социального страхования и ряд других мер по социальным льготам.

Как видите, предложен и сформирован солидный пакет мер по государственной поддержке работников образования. И дело не только в том, что это было нами предложено и активно лоббировалось. (Профсоюзу дали возможность участвовать в формировании документов, определяющих государственную политику в области образования.) Хотелось бы верить, что нас услышали. Заявления Михаила Касьянова вселяют в этом смысле оптимизм.

Бесплатность образования как основа государственной политики в области образования - это третий аспект, предельно четко выделенный президентом в его выступлении на Госсовете. Платное образование должно развиваться только как дополняющее на основе полной прозрачности, чтобы все знали, сколько и за что платят.

В этом ключе особую значимость приобретают те позиции, которые уже содержатся в Законе "Об образовании" и в плане действий правительства, но до сих пор пока не реализованы. Это, в частности, разработка и внедрение системы государственных образовательных стандартов, перевод отрасли на нормативное финансирование, внедрение системы долевого финансирования в учреждениях дошкольного образования и т.д.

Конечно, не все безоблачно. Вполне допускаю, что и предстоящее заседание правительства может пройти в острых или даже жестких дискуссиях. Но есть большие надежды на то, что вектор государственной политики в области образования начал поворачиваться в нужном всему обществу направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1505
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1713
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4155

Другие новости