У чиновников приближение весны ассоциируется с подготовкой президентского послания Федеральному собранию. И хотя распоряжение по администрации президента по этому поводу еще не подписано, кое-какая работа уже началась. "На генеральном уровне" руководит ею глава президентской администрации Александр Волошин, "на черновом" - его заместитель Джахан Поллыева.
Схема поиска "национальной идеи на год" отстроена уже давно. Сначала все министерства и ведомства, включая отдельные управления администрации президента, создают нечто вроде отчета о проделанной работе в рамках прошлогодних пожеланий президента всем ветвям власти. И, как уверяют в Кремле, определенные наработки в администрацию президента многие уже прислали. Потом доходит очередь до предложений на следующий год: помимо министерств и ведомств привлекают отдельных экспертов или же целые институты. Но времени все равно не хватает. При Ельцине президентский монолог принимал окончательные очертания, как правило, за пару дней до его оглашения, а при Путине - и вовсе за несколько часов до встречи с Федеральным собранием.
Ежегодное президентское послание Федеральному собранию, хотя во многом и является актом ритуальным, позволяющим собраться в Кремле всей политтусовке и послушать, что накипело у главы государства, все-таки не простой монолог, который впоследствии можно благополучно забыть. Послание дает представление не только о том, что творится в одной-единственной голове в государстве, но и во множестве других, имевших отношение к его написанию. И если при Борисе Ельцине послание для одних было просто поводом разразиться критикой в адрес президента, а для других - порассуждать на тему, кто же в данный конкретный момент правит в Кремле, то при Владимире Путине оно (по итогам двух лет) рискует стать реальным "годовым планом". С определенными корректировками, как это было, например, в области международной политики, которая в последние четыре месяца по понятным причинам затмила внутреннюю, но доказала тезис Путина из послания: "От того, насколько грамотно и эффективно мы используем свой дипломатический ресурс, зависит не только авторитет нашей страны, но и политическая и экономическая ситуация в самой России".
Если говорить о том, какие задачи ставил Путин перед своими "соратниками" на этот год, измеряя время именно президентскими посланиями, получится, что практически ни одна из них не осталась не услышанной, проигнорированной. "Под козырек" взяли все, благодаря конкретике путинского послания, бросившись буквально по пунктам его исполнять. И рекордсменом в этом смысле стало правительство. Именно кабинету министров Путин в прошлом году настойчиво "погрозил пальцем" в своем послании. В итоге бурную деятельность развили начиная со структурных реформ естественных монополий, о необходимости которых говорил президент, и заканчивая такими "деталями", как ослабление валютного регулирования. Причем "детали" давались правительству наиболее легко. Просил президент сократить перечень лицензируемых видов деятельности - пожалуйста. Гневался по поводу Таможенного кодекса - приняли незамедлительно. Требовал "закрепить в Земельном кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений" - закрепили, а заодно в соответствии с пожеланиями Путина приняли Трудовой кодекс, поработали над "базовыми договоренностями со странами - членами ВТО", перешли к "понятной системе накопления средств на старость". Правда, со стратегической задачей - избавлением от сырьевой зависимости - как-то в этом году не сложилось, да и иные "детали" - промышленный рост и показатели инфляции, а также формирование второго бюджета, про запас, - правительство подвели. Но в конце концов даже самое грамотное президентское послание с гипотетическим стопроцентным его исполнением все-таки не волшебная палочка, способная преобразить за один год экономику России, скажем, в экономику Германии. Единственное, чего вполне сознательно не захотело услышать правительство, это то, что ему самому надо реформироваться, успешно "замотав" это президентское пожелание.
С не меньшей готовностью различные органы власти бросились исполнять и другие президентские задачи, входящие в условный блок "укрепление государства и его отношение к Гражданину". То, что касается "определения конкретных, четких полномочий Центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции" и проводится совместными усилиями администрации президента, полпредами и руководством регионов, происходит, хотя и не без сложностей. Помимо этого, как "завещал" Путин, идет наведение порядка и в межбюджетных отношениях, распределении ресурсов и налоговых поступлений. Полпреды работают над упорядочиванием системы структур федеральных органов исполнительной власти, а в последнее время - наиболее активно. Судебная реформа, о необходимости которой говорили много лет, в этом году приобрела вполне конкретные очертания.
Но вот с остальными заветами смежной тематики - исполнять-то их исполняют, но иногда с точностью до наоборот. Во-первых, доверие граждан к государству, степень которого "напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников", если следовать путинскому определению, только падает. Свидетельство тому - "бандитская" статистика, приведенная самим президентом на прошлой неделе. Правоохранительные органы не скрывают, что криминальная обстановка день ото дня только ухудшается, в том числе и в самой Москве, способной теперь посоперничать с Питером за звание криминальной столицы. Во-вторых, ситуация с "теневой юстицией" и множеством подзаконных актов, позволяющих трактовать закон в зависимости от "настроения" наделенного такими функциями человека, практически не изменилась. И лучший тому пример - конфликт вокруг ТВ-6, позволивший ликвидировать телекомпанию по уже недействующему к тому времени закону. А ведь речь могла идти не о ставшем уже привычным споре хозяйствующих субъектов, а, к примеру, о конкретном человеке, которому грозил солидный срок заключения. И, если следовать трафарету ТВ-6, его могли бы надолго упрятать за решетку, согласно закону, прекратившему свое существование.
В первых же строках послания президент просил поработать над созданием благоприятного инвестиционного климата в стране. Поработали как могли. Крупные бизнесмены - из тех, на кого еще не завели уголовные дела, - ходят то к президенту, то к генпрокурору с просьбой успокоить (успокоиться) правоохранительные органы и не проявлять рвения там, где это совершенно излишне или выглядит негуманно. И по возможности выводят из страны капиталы, хотя официальная статистика никак не хочет этого фиксировать. Малый и средний бизнес в этом смысле не отстает от РСПП и жалуется президенту на своих редких с ним встречах, что его обирают все кому не лень, и в первую очередь даже не бюрократы, а именно правоохранительные органы.
Консолидация власти, о необходимости которой для решения всех госзадач говорил Путин, произошла за этот год также довольно странным образом. Совет Федерации, обновившись за счет столь различных по своим базовым мировоззренческим установкам людей, как глава Межпромбанка Сергей Пугачев и экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, бросился в атаку на Думу - смиренную и "онемевшую" за редким депутатским исключением. Администрация президента, сначала под ковром с толстым ворсом, а потом особо этого и не скрывая, раскололась на две группы, Генпрокуратура "консолидировалась" с ФСБ и проверяет всех - от отдельных министров до главы президентской администрации. ГТК обвиняет эту "пару" в коррумпированности, "пара" отвечает ГТК взаимностью на уровне конкретных уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников от таможни. Видимо, все это не мешает строить эффективное государство, о котором говорил Путин.
Но об этом не принято говорить в президентских посланиях. Путин озвучивает лишь стратегию, а тактика и качество ее исполнения - за другими ветвями власти. Хотя собственным примером исполнения поставленных самому себе задач президент делится своим ноу-хау с другими: стараться объединить необъединимое - и никаких революций.