Вчера была назначена дата оглашения президентского послания Федеральному cобранию. Обращаться к парламентариям и гостям, имеющим отношение к другим ветвям власти, Владимир Путин будет несколько позже прикидочных сроков - не в марте, а 18 апреля. Перенос даты послания никак не связан с нежеланием следовать традициям Ельцина, который обращался к Федеральному cобранию именно в марте. Просто работа над текстом ежегодного послания идет туговато.
"Право первой ночи" в формировании документа принадлежит правительству, поскольку основная нагрузка по его исполнению ложится именно на кабинет министров. По крайней мере экономическая часть, которой отдают минимум треть послания, лежит целиком на совести правительства. Не так давно в Кремле состоялось совещание с участием Михаила Касьянова, Алексея Кудрина, Германа Грефа, Александра Волошина, Джахан Поллыевой и Андрея Илларионова, на котором правительственные деятели должны были представить свое видение экономической мечты на год. Как уверяют источники "НГ", сформулировать более или менее разумные представления о том, что сделать с экономикой, у Касьянова-Кудрина-Грефа не получилось. Правда, как дисциплинированные чиновники, они представили свои предложения по выработке "национальной идеи на год". Но они оказались настолько оторванными от реальности, что кроме недоумения вызвать ничего не могли.
Источники "НГ" в качестве самых "разумных" идей, рожденных правительством, назвали развитие космической отрасли и авиапрома. На фоне американского размаха с НПРО с его космическими программами и нередко падающими в России самолетами послание президента, содержащее подобную главную идею, выглядело бы как научно-фантастический триллер. Еще одна гениальная правительственная идея - проанализировать динамику исполнения программ реформирования того, что ранее было затеяно реформировать, и на основе этого составить задачи на год. По данным источников "НГ", после "конструктивной критики" правительственного мыслительного процесса кабинету министров рекомендовали не слишком отрываться от действительности и сочинить что-нибудь новенькое.
В правительстве уже созрело несколько направлений идей, которые, по мнению его представителей, можно было бы включить в президентское послание. Во-первых, это военная реформа. Во-вторых, пассаж об экономической активности и дерегулировании. В-третьих, установка на банковскую и земельную реформы. В-четвертых, пара абзацев о необходимости повышения контроля за деятельностью естественных монополий и прозрачности их финансовых потоков. В качестве главных мер по осуществлению этого пункта в правительстве большие надежды возлагают на инвестиционные программы и назначение государственных представителей, видимо, "с чистыми руками и холодной головой". В-пятых, постановка проблемы расширения налоговой базы. В 2003 году исчезнут как класс налоги с оборота, поступления от которых надо будет чем-то компенсировать. И правительство размышляет, как при этом не ущемить еще больше бедные слои населения, а переложить возникающую дополнительную нагрузку на богатых, при этом сильно их не обидев. В-шестых, кабинет министров собирается родить нечто вроде промышленной политики: выделить приоритетные отрасли (тот же космос, авиапром, а также автопром), которым государство должно помогать в первую очередь, а также попытаться понять, в каких отраслях государство должно либо снизить свое присутствие, либо уйти навсегда.
Какие наработки из новой серии правительственных предложений найдут отражение в президентском послании, выяснится, как шутят в Белом доме, в ночь накануне его оглашения. В Кремле же - не только об идеях кабинета министров, но и обо всех предложениях в целом - говорят, что "пока все как-то немасштабно". Впрочем, в Кремле прекрасно отдают себе отчет в том, что на размах нужны соответствующие средства. В противном случае в послании президента вполне можно говорить и о том же космосе - все равно исполнить его будет невозможно.