Послание президента Федеральному собранию - не просто речь главы государства. По крайней мере в последние два года все те, кто обычно в Кремле и Белом доме работают над документом, пытаются уйти от фантазий на тему светлого будущего, а сделать его максимально реалистичным и удобоваримым для исполнения. И третье Послание президента явно было задумано как план работы на год, стратегию которого определил президент, а тактика - за теми, кто его будет осуществлять. За исключением разве что нескольких конкретных рецептов и "законодательных" рекомендаций, выданных Путиным.
Пожалуй, главной мыслью Послания стало осознание властью взаимосвязи экономики и политики и даже в некоторой степени первичности экономики. Если первый подобный путинский документ был практически полностью посвящен политическим реформам - построению вертикали власти, а второй - необходимости либерализации экономики, то третий представляет собой свод рекомендаций, как решить экономические проблемы страны не только сугубо экономическими методами, но и с подчинением политики этому процессу. "Россия должна идти более быстрыми темпами экономического развития, иначе поле для политической и международной деятельности будет сужаться", - сказал практически в самом начале Послания Путин.
И хотя каких-то суперэкономических предложений в Послании выдвинуто не было (все-таки трудно придумать что-то более радикальное в сравнении с предыдущим Посланием), по политическим решениям президент попросту интриговал зал. Если в иные минуты Путин и не угрожал, то позволял себе многозначительные фразы, трактовка которых, особенно практическая, может иметь для существующей политической системы самые радикальные последствия.
Например, правительству было велено подготовить предложения по изменению структуры органов власти с учетом президентских пожеланий: во-первых, продумать логику построения кабинета министров, во-вторых, проанализировать нереализуемые функции государства и отказаться от них, в-третьих, разработать эффективный механизм принятия и исполнения решений, в-четвертых, переместить часть федеральных функций в округа.
Таким образом, клич на проведение административной реформы, о которой говорили все два года президентства Путина, но дальше анекдотов о двухтомнике Юрия Лужкова на эту тему не пошли, брошен. Насколько радикально будет перекроена вся система власти, пока зависит от правительства, которому и дано соответствующее поручение. Но у кабинета министров в этом смысле могут найтись и конкуренты. И из запасников администрации президента, а также от добровольцев из чиновников "новой волны" могут поступить самые неожиданные предложения. Ведь если правительство не захотело, судя по исполнению предыдущего Послания, научиться жить хорошо чисто экономическими методами, власть подумает о создании такой политической системы, в которой любая светлая экономическая идея будет срабатывать.
Тот же лейтмотив звучал в отношении и судебной власти и прокуратуры. Судьям рекомендовано доделать то, что еще не успели сделать в предыдущие годы, например передать в суды право на выдачу санкций на арест, а также подумать о собственной репутации. Прокуратуре - более активно бороться с преступлениями, особенно в экономической сфере: с рэкетом и коррупцией. Но не перебарщивать с наказанием - где это возможно, проявлять гуманизм. "Коррупция - это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод", - сказал президент.
Что касается чисто экономических решений экономических же проблем, то здесь президент продолжил либеральную тематику предыдущего Послания. Например, все ждали, скажет или не скажет Путин слово о ЖКХ, и если скажет, то каким оно будет. Сказал. Крайне осторожно, но либеральное направление мысли зал уловил, поэтому и заволновался. Особенно когда президент в целях создания конкуренции на рынке ЖКХ предложил передать населению право "распоряжаться" бюджетными субсидиями. И тревога, в особенности губернаторов, по этому поводу вполне понятна. ЖКХ - эта та составляющая, которая в случае неумелого с ней обращения способна вызвать социальные волнения. А какому руководителю региона хочется иметь подобную головную боль? Тем не менее хоть и с опаской, но государство решилось на реформирование системы ЖКХ.
Поговорил Путин и о малом бизнесе как о гаранте развития рыночной экономики. Даже предложил не трогать многочисленным инспекционным органам в течение трех лет начинающих бизнесменов. "Не надо устраивать соревнование власти, разрабатывающей законы, с народом, изобретающим, как их обходить", - сказал Путин. В банковской же системе вольности с надзором президент, наоборот, порекомендовал ликвидировать, а также повысить капитализацию кредитно-финансовых органов и их прозрачность.
Отдельно "досталось на орехи" естественным монополиям, которые используют процесс реформирования для повышения тарифов. А, по мнению Путина, все должно быть наоборот.
Экономике была подчинена и международная часть Послания, которая на этот раз заняла еще меньше времени. "Для России проблемы, интегрироваться в мировое экономическое пространство или не интегрироваться, не существует", - сказал Путин. И устроил маленький ликбез по поводу того, что такое ВТО и как им пользоваться для собственного блага. Любопытен и набор союзников России, которых выбрал в Послании президент. На первом месте - СНГ, на втором - Евросоюз, остальные (для поддержания стратегической стабильности) - США и НАТО - были упомянуты лишь вскользь.
Совсем чуть-чуть Чечни - мирной, немного "маленькой победоносной, контрактной и с небольшим сроком службы" армии, пассаж о развитии науки, развитии страховой медицины - вот, собственно, и все Послание президента, гарантирующее России будущее в качестве процветающей страны, где жить комфортно и безопасно.
До оглашения Послания многие сомневались в успехе мероприятия. Один чиновник сказал: "Представьте, что вы дали задание написать заметку сразу всей редакции, причем на вольную тему. Что-то красивенькое получится?" Впрочем, выходили из зала уже несколько с иным настроением. Путину, как это уже не раз бывало, удалось с известными оговорками подтвердить свой либеральный курс, суммировать все свои предыдущие высказывания, пробросив пару свежих мыслей, при этом особо никого из присутствующих (разноокрашенных) не обидев. И даже пресловутая рассадка, о которой так много говорили до Послания и которой пугали губернаторов, прошла мирно - никто ни у кого на коленях не сидел. Хотя до начала выступления Путина из уст региональных лидеров звучали почти угрозы: "Куда посадят, туда посадят. Главное, куда губернаторы посадят всех остальных".