0
4673
Газета Политика Интернет-версия

27.05.2002 00:00:00

Культ личности Шамиля и его последствия

Абдул-Хаким Султыгов

Об авторе: Абдул-Хаким Ахмедович Султыгов - государственный советник Российской Федерации второго класса.

Тэги: дагестан, чечня, шамиль


Идеологической точкой отсчета трагических событий на Северном Кавказе стал "парад суверенитетов" в начале 90-х годов, спровоцировавший очередное "переосмысление" национально-освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Мятеж генерала Дудаева, возомнившего себя новым имамом, вновь обнажил кровавую саблю сепаратизма.

Что принес чеченскому народу дудаевский имамат - общеизвестно. "Разоренье и страх - для аулов, укрытых дымами. Ярмо непосильного гнета. Черный занавес лжи, униженье, и голод, и страх. Для посевов - пожары, бесправье и тьму для народа. Для змеиных притонов - гнездовья в чеченских лесах". Это строки из стихотворения "Имам" великого дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Как ни парадоксально, но в 1997 году, в канун 200-летия со дня рождения Шамиля, при правительстве РФ была создана государственная комиссия по празднованию этого "юбилея". Помпезные мероприятия прошли не только в Москве и Дагестане, но и в Чеченской Республике Ичкерия. Увы, но эта дата не стала поводом для осмысления трагедии 1991-1996 годов: фанфары заглушили печальный стон погребального колокола по сотням тысяч наших сограждан, принесенным на алтарь возвращенной из небытия эпохи Шамиля.

Ход предстоящих в Чечне и Дагестане "реформ" был пророчески предсказан в докладе "Имам Шамиль - реформатор" тогдашним депутатом Госдумы Надиршахом Хачилаевым, открывшим научно-практическую конференцию "Шамиль и Кавказская война. История и современность". Как бы подытоживая в качестве председателя Союза мусульман России вольнодумные брожения и устремления радикальных групп в Дагестане и Чечне, Хачилаев предупредил: "Чаша терпения переполнена. Есть пример для подражания - шариатское государство, построенное имамом Шамилем. Оно было намного совершеннее и действеннее. Во главе государственного управления стояла шура - совет, судебная власть, построенная на шариате". И далее: "Никакое стремление к роскоши и богатству не принесет нашим народам ни удовлетворения, ни счастья. Любое успокоение и смирение перед режимом, любая деспотия для нас неприемлемы. Вот в этом я вижу сегодня дань уважения памяти великого имама. В этом заключается продолжение его пути".

Сегодня мы не можем не признать, что федеральные и местные чиновники вольно или невольно немало потрудились для создания языческого культа Шамиля, объективно породившего реакционных последователей и трагические последствия. Воистину, сон разума рождает чудовищ, пожирающих своих создателей.

Как бы то ни было, но политическое благословение на создание культа личности Шамиля - отца северокавказского сепаратизма и экстремизма - стало дополнительным морально-политическим импульсом ичкерийским последователям имама в деле реставрации "рая под тенью сабель", навязанного народам Дагестана и Чеченского края в XIX веке. Именно в октябре 1997 года на свет появился ичкерийский вариант так называемого межгосударственного договора с Россией, по сути, означавший разрыв так называемых хасавюртовских договоренностей. Затем последовало создание шуры, внесудебные казни, тотальное попрание цивилизованных принципов организации государственной и общественной жизни, волна похищений людей с целью выкупа, грабежи и убийства.

Нетрудно предположить волну негодования и возможной критики: ведь Шамиль по инерции все еще является для многих "священной коровой". Почему-то именно в Чечне и Дагестане, где особенно любят кичиться своими свободолюбивыми традициями, наиболее ревностно охраняются лукавые идеологические клише относительно тех или иных событий или исторических персонажей.

Дело не в том, сознательно или несознательно отстаивал и проводил Шамиль политику, гибельную для народов Дагестана и Чечни. Дело в другом. Здесь, в регионе жесточайшего столкновения с Россией агрессивных устремлений Англии, Турции и Ирана объективно не мог появиться независимый (не засланный) лидер, ведущий борьбу за так называемую свободу горцев Северного Кавказа. В этом контексте лидер этого движения объективно был поставлен перед дилеммой: война до победного конца (до последнего чеченца) или почетный плен.

Если мы становимся на позицию тех, кто относит себя к продолжателям дел имама Шамиля, тогда нам следовало бы аплодировать вторжению в Дагестан в 1999 году реставраторов шариатского государства, по действующему образу построенного движением "Талибан". Эти ревностные последователи имама по понятным причинам не сочли себя связанными его клятвой на верность России: Шамиль присягал монархическому режиму - царскому дому Романовых, а не СССР, РСФСР и тем более не Российской Федерации.

Что же до реформаторского наследия Шамиля, то государственное строительство было для него неизбежным злом. Для создания базы для всевластия и удержания власти над чеченцами в своих руках требовалась идеология войны, якобы ниспосланная свыше, и аппарат насилия, доводивший идеологию "войны с неверными" посредством каленого железа до "отступников" и неплательщиков налогов.

Конечно, отношение к Шамилю часто менялось вместе с "линией партии". В XIX веке оно определялось пониманием задач, связанных с завершением более чем полувековых военных действий на Северном Кавказе. Например, комплекс мер, предпринятых царской администрацией в рамках реализации условий почетного пленения Шамиля, был нацелен как на политико-психологическую адаптацию и смирение горцев, так и на снятие проблемы враждебного отношения к людям, воевавшим с Россией несколько десятилетий. По сути, таким образом был преодолен комплекс побежденного народа - выполнено важнейшее условие полноценного включения горцев в Российскую империю. Сегодня каждый человек вправе иметь любое мнение относительно этого исторического персонажа. Но при этом надо четко отдавать себе отчет: культивирование вождей так называемой национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа - прямой путь к катастрофе.

В этом смысле грозным предупреждением являются гамзатовские строки:

Что оно охраняло? Имама
Чиновное право,
Продавать толстосумам
Отчизну и оптом и врозь,
И сынов Дагестана налево
швырять и направо,
Под ободья английских,
турецких, арабских колес.

Сегодня Дагестан тяжело болен. Теракт в Каспийске стал очередным злодеянием тех, кто хочет ввергнуть гордые народы Дагестана в средневековое варварство и экстремистское мракобесие. Как бы то ни было, но вновь возникшие угрозы и вызовы национальной безопасности обязывают нас к честной оценке исторических корней современной идеологии и практики терроризма и экстремизма на Северном Кавказе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1015
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
992
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1258
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1019

Другие новости