Реформа системы обязательного медицинского страхования (ОМС), о которой так много говорили и писали, похоже, берет старт. 2 апреля состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором были обсуждены ее основные принципы. Как участник рабочей группы по подготовке этого заседания хочу поделиться некоторыми соображениями.
За время существования системы ОМС стали ясны ее недостатки, которые необходимо исправлять. Однако сама по себе реформа системы ОМС вряд ли позволит в необходимой степени улучшить систему здравоохранения. Реформа системы ОМС должна сопровождаться одновременным реформированием всей системы здравоохранения.
Прежде всего необходимо осуществить переход от бюджетно-страховой к преимущественно страховой модели здравоохранения.
В настоящее время объем средств, проходящих через систему ОМС, не превышает 35-40% финансирования здравоохранения. В тех регионах, где система ОМС работает в соответствии с законом, эти средства расходуются достаточно эффективно. Лечебные учреждения в системе ОМС получают плату за реально оказанную медицинскую помощь высокого качества.
Однако оставшиеся 60% средств, так называемая бюджетная часть финансирования здравоохранения, перечисляются исходя из нормативных расчетов загрузки лечебной сети - численности медицинского персонала, количества коек. Эти нормативы далеко не всегда соответствуют реальным потребностям населения в медицинских услугах. Многие койки вполне можно было бы сократить, а лечебные учреждения перепрофилировать. Однако заработная плата врачей напрямую зависит от нормативной мощности лечебного учреждения, и это обстоятельство является реальным тормозом процесса реформирования отрасли.
Реформа ОМС невозможна без одновременной модернизации и системы социальной защиты населения. В настоящее время до 30-40% госпитализаций лиц старше трудоспособного возраста не связаны с необходимостью лечения, а вызваны социальными причинами - необходимостью ухода и дороговизной лекарств. Только в Московском регионе за прошлый год затраты на стационарное обслуживание пожилых людей при диагнозах, не требующих госпитализации, составили суммы, которых хватило бы на амбулаторно-поликлиническое обслуживание почти миллиона пациентов. Поэтому необходимо в приоритетном порядке развивать систему социального ухода на дому и увеличивать доступность лекарственных средств для пенсионеров. Возможно, в рамках реформы ОМС необходимо разработать целевую программу организации бесплатного лекарственного обеспечения лиц старше трудоспособного возраста.
Очень важный вопрос реформирования - усиление профилактической и реабилитационной направленности системы здравоохранения. К сожалению, базовая программа ОМС не предусматривает финансирования целевых программ профилактических и реабилитационных мероприятий. А ведь именно профилактика может существенно снизить расходы системы ОМС на медицинскую помощь. Профилактика тех неинфекционных заболеваний, которым сопутствует высокая смертность (сердечно-сосудистые, онкологические заболевания), должна стать основой целевых программ обязательного медицинского страхования на федеральном и территориальном уровнях.
Особенно важно предусмотреть профилактику заболеваний у детей. Именно это направление реформирования системы ОМС может дать наибольшую отдачу в самом ближайшем будущем. И этому аспекту необходимо уделить особое внимание.
Очевидно, что реформы ОМС забуксуют без укрепления первичного звена медицинского обслуживания. Около 25% госпитализаций связано с неэффективной работой амбулаторно-поликлинических учреждений - слабой материально-технической базой поликлиник, нехваткой участковых врачей и среднего медицинского персонала. В результате несвоевременной диагностики состояние здоровья населения ухудшается, а система здравоохранения несет дополнительные расходы.
Решение этой проблемы возможно при переходе на новую систему оплаты медицинской помощи первичного звена, которая должна стимулировать в первую очередь развитие и укрепление амбулаторно-поликлинического звена медицинского обслуживания, участковую службу и дневные стационары при поликлиниках.
В последние годы происходит постоянное увеличение числа судебных исков пациентов к медицинскому персоналу. Источники выплат по этим искам в настоящее время отсутствуют. Может быть, в рамках реформирования системы ОМС стоит подумать о включении затрат на обязательное страхование профессиональной ответственности врачей в состав тарифа на медицинские услуги. Не исключаю, что есть и другие пути. В любом случае проблема назрела, решать ее надо быстрее.