Недавние переговоры НАТО-Россия достигли согласия в сотрудничестве по вопросам военной реформы, которая, по моему мнению, является неизбывной проблемой СССР и России со времен гласности и перестройки. Однако с первых же контактов с российской делегацией, которую возглавлял генерал-полковник Юрий Балуевский, нам было крайне удивительно слышать российские заявления о том, что c российской военной реформой "все в порядке" и она движется "по плану". То есть, по словам россиян, отсутствовала сама необходимость в нашем сотрудничестве по этому вопросу. Однако, как я понимаю, подобное отношение со временем изменилось.
Мне представляется принципиально важной выработка общего понимания принципов демократической реформы. Это позволит расширить базис для более конструктивного планирования и исполнения военного сотрудничества в будущем.
Существуют общие для всех демократий базовые принципы установления места и роли военных в демократическом обществе. Вооруженные силы должны подчиняться образованному демократическим путем легитимному политическому руководству с гражданским министром обороны, следовать политическим указаниям руководства, подчиняться верховенству закона, действовать в рамках своих конституционно определенных задач (обеспечение обороны страны и внешней безопасности и в исключительных, четко определенных случаях - внутренней безопасности под командованием полицейских сил), быть политически нейтральными, не обладать доступом к какой-либо иной финансовой поддержке, кроме госбюджета, контролироваться парламентом, политическим руководством, судебной системой и гражданским обществом в целом. Гражданское правительство должно иметь ясную политическую иерархию: президент-премьер-министр-министр обороны - и четкое подчинение начальника Генерального штаба министру обороны. Независимая судебная система должна исключать возможность специализированных судов вне пределов ее ответственности (типа органов военного правосудия).
Очень интенсивным и в то же время весьма специфическим опытом по реформированию армии и военному строительству в новом демократическом обществе после тотального поражения во Второй мировой войне обладает Германия. Этот процесс достиг своей кульминации в 90-х, когда совпал с задачей интегрировать Вооруженные силы (ВС) бывшей ГДР. Конечно, пример Германии не является матрицей для повсеместного применения, но дает пример успешной реализации концепции демократического и гражданского контроля над ВС.
Поскольку ни у кого нет идеальных и применимых повсеместно ответов на сегодняшние угрозы, просто необходимы постоянный диалог и информационный обмен на всех относящихся к делу уровнях и практическое сотрудничество там, где только оно возможно. Военное сотрудничество может быть успешным исключительно между партнерами, не только разделяющими базовые ценности демократии "на бумаге", но и в гораздо большей степени в реальных военных структурах как интегральной части демократического государства и общества. В этом заключается основная "тайна", почему НАТО не только пережило окончание холодной войны, но и продолжает расширяться, интегрировать новых членов и адаптироваться к новым угрозам, в то время как Организация Варшавского договора исчезла. Однако этот процесс не является автоматическим, он требует постоянных усилий в строительстве доверия и консенсуса, уважения жизненных интересов каждого члена и исключения односторонних, однобоких или "гегемонистских" шагов и решений. Это особая проблема для "великих держав", все еще усиливающихся или уже бывших, как показывает недавний пример. Однако и менее сильные "младшие" партнеры также должны учиться вносить свой вклад в достижение общей цели посредством более эффективного сотрудничества и конструктивной солидарности, а также разделения общих угроз и общего бремени.
Будущее сотрудничество будет зависеть от политических рамок и политического руководства, от того, окажутся ли нынешние попытки интенсифицировать и расширить практическое военное сотрудничество более успешными, чем хотя бы те, что были в прошлом.
Перманентное и тесное "реальное" военное сотрудничество с Россией будет зависеть от демократического контроля и построения демократического государства, общества и не в последнюю очередь самих российских ВС. Если идущий сегодня диалог по военной реформе и военному строительству может быть интенсифицирован и расширен, чтобы включить в него все необходимые уровни и структуры, то это может существенно помочь и действительно продвинуть взаимопонимание, и тем самым также возможности для военного сотрудничества в других практических сферах, безусловно оставляя трудные решения о том, как демократизировать и реформировать свои ВС самой России, но разделяя с ней западный опыт и "выученные трудные уроки".
Существует шанс более тесного сотрудничества с Россией "от Ванкувера до Владивостока" в случае, если упомянутые выше демократические условия будут реализованы, то есть если в России будет существовать демократический контроль и пройдет реформа ВС. Это потребует колоссальных усилий как минимум в течение последующих 10 лет главным образом от России, но также более скоординированной и эффективной поддержки со стороны партнеров России на Западе.
Мы не должны повторять одни и те же ошибки, как в 90-е годы, когда западные советники считали, что располагают успешными рецептами реформирования советской системы. Мы должны быть более скромными советниками, имея в виду наши собственные тяжелые уроки прошлого (например, реформы системы бывшей ГДР). Мы должны поощрять наших российских партнеров более глубоко и реалистично изучать и внедрять принципы демократических реформ ВС. Этот информационный обмен на всех уровнях и в обоих направлениях должен быть более честным и более открытым, нежели в прошлом.