0
1088
Газета Политика Интернет-версия

31.07.2003 00:00:00

Национальная безопасность страны зависит и от куриного окорочка

Максим Кавджарадзе

Об авторе: Максим Кавджарадзе - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Тэги: вто, национальная безопасность


Недавно в Швейцарии завершился очередной раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, которые должны закончиться в следующем году. Наиболее сложной переговорной темой, наряду с валютным регулированием и энергетикой, была и остается проблема с господдержкой сельского хозяйства и импортными квотами на продукты сельского хозяйства. Однако, несмотря на все желание поскорее присоединиться к торговому клубу наиболее развитых стран мира, думается, было бы огромной ошибкой идти на компромисс по "сельской" проблеме и сдавать свои принципиальные государственные позиции. В конце концов, речь идет о продовольственной безопасности России, потеряв которую страна окажется перед серьезной угрозой и национальной безопасности. Таким образом, вступительный билет в ВТО для России может весьма дорого стоить.

Без всякого сомнения, мы должны вступать в ВТО. Хотя бы потому, что это открывает для России большие возможности. В том числе и для экономического роста. Однако делать это без четко оговоренных условий не только безответственно, но и опасно. Причем необходимо учитывать объективные факторы. И прежде всего - существенное различие в уровнях развития экономики России и той же Европы. Например, в сельском хозяйстве.

Нынешнее сложное положение российского агрария фактически может привести нас к утрате продовольственной независимости. Кризисную ситуацию с продовольственной безопасностью констатировали и на недавнем Совете законодателей. Не зря же в его итоговом документе парламенту было предложено срочно разработать законопроект о сельскохозяйственном развитии, а федеральному бюджету взять на себя расходы по выполнению целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". Подобная озабоченность звучала и в обращении Совета Федерации к президенту России, который как раз и готовил наш агропродовольственный комитет. Сегодня на 40 миллионов работающих в российском АПК из федерального бюджета выделяется всего полтора процента всех средств, что в десятки раз меньше, чем в США или государствах Евросоюза. Все это - при нашем жестком и слабо прогнозируемом (тут есть свои проблемы) климате - делает конкурентную борьбу со странами ВТО заведомо проигрышной... А требования отдельных членов ВТО отказаться от "протекционистской политики" по отношению к российскому селу - чистые двойные стандарты.

К слову, недавно я в составе делегации Минсельхоза России в США участвовал в переговорах с американскими коллегами. И можно только поучиться у них целеустремленности и напористости в отстаивании своих позиций. В частности, по пресловутым куриным окорочкам, именуемым в народе "ножками Буша". Продовольственный комплекс США относится к самым протекционистски защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов. В том числе и закон о продовольственной безопасности, принятый в США еще в 1979 году. Он предусматривает не только закупку зерна в госрезерв, но и оказание продовольственной помощи другим странам, что позволяет эффективно воздействовать на их внешнюю и внутреннюю политику.

У нас же о продовольственной безопасности активно заговорили лишь в конце 90-х, когда стали очевидны промахи горбачевского правления: потребительский продовольственный рынок был разбалансирован бессрочным замораживанием государственных розничных цен на продукты питания, что привело к пустым прилавкам и появлению теневой экономики. В 1998 году общая калорийность питания опустилась до 2200 килокалорий в день с 3350 в 90-м, что оказалось даже ниже, чем в среднем по странам Африки.

При этом стоит напомнить, что исходный английский термин "food security" переводится двояко: как "продовольственная безопасность" и как "продовольственная обеспеченность". Причем второй вариант гораздо точнее отражает смысл понятия, определяющего обеспечение гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для населения.

Так вот именно с "обеспеченностью" у нас сегодня весьма серьезные проблемы. Тем более что некоторые политики и экономисты пытаются подменить вопрос продовольственной безопасности вопросом количества продовольствия и его доступности, забывая почему-то не только проблему продовольственного импорта, но и вопросы его качества и безопасности для здоровья.

Тем временем нашу страну просто заполонили некачественные (или недостаточно качественные) зарубежные продукты, импорт которых в последнее время приобретает размеры настоящей экспансии. И если его средний показатель по стране составляет 40-50%, то в тех же Москве, Питере и Екатеринбурге он зашкаливает за 80! А ведь продовольственная безопасность государства возможна лишь тогда, когда годовое производство (подчеркну - именно производство, а не ввоз) жизненно важных продуктов питания составляет не менее 80% годовой потребности населения. В то же время в регионах ЦФО производят продукты питания в два-три раза дешевле импортных, а по уровню их качества население России давно уже сделало однозначный выбор в пользу отечественных.

При этом надо помнить и известный доклад Римского клуба, и результаты конференции ООН по народонаселению и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где констатируется, что несущая способность планеты может определяться на уровне около двух миллиардов человек. В отличие от шести нынешних, один миллиард из которых - так называемый золотой - проживает в промышленно развитых странах. При этом заложенный еще в СССР неприкосновенный продовольственный запас нами был проеден уже в 1992 году, а в 1999-м - по отдельным публикациям в прессе со ссылкой на заявления правительства - Россия располагала продовольственными запасами всего на 2-3 недели для одной трети населения.

Поэтому проблема продовольственной безопасности для нас - это прежде всего проблема продовольственной независимости как составной части национальной безопасности и национальной независимости. Особенно в свете мероприятий, предпринимаемых другими странами. Так, например, арабские страны - экспортеры нефти, располагающие почти половиной всех мировых запасов нефти с самыми низкими издержками добычи, предпринимают серьезнейшие усилия для обеспечения своей продбезопасности. Например, в Кувейте, у которого валютные поступления от нефтеэкспорта составляли в 1998 году более 6 миллиардов долларов, действует долгосрочный план развития сельского хозяйства на 1995-2015 годы. Этот эмират намерен добиться полной продовольственной независимости и достичь за двадцать лет уровня самообеспеченности по основным жизненно важным видам продовольствия в 60-75%.

Сегодня Россия стоит перед малоприятным выбором, где есть только две альтернативы. Либо полная утрата продовольственной независимости вместе с другими составляющими национальной независимости и пополнение группы слаборазвитых стран, хронически зависимых от импортной продпомощи, таких, как Эфиопия, Мозамбик, Гватемала или Бангладеш. Либо решительный разворот в сторону целенаправленной государственной политики по развитию и поддержке отечественного АПК, в том числе и введение тарифных квот на импорт. Стоит подчеркнуть, что речь идет не о запретительных мерах, а именно о регулирующих. Ежегодные закупки зарубежной сельхозпродукции обходятся нам примерно в 8 миллиардов долларов. Думаю, что стоило бы переориентировать эти огромные финансовые потоки на российские нивы.

Известная крылатая фраза гласит: не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую. То же самое можно сказать и о стране вообще и о наших защитниках, вопрос поставки продовольствия которым до сих пор в законодательном плане не урегулирован. Потому что национальная безопасность любого государства напрямую зависит от многих факторов, в том числа от куриного окорочка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1893
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4525
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2467
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2821

Другие новости