До конца текущего года на Камчатке и в районе Курильских островов возможно сильное землетрясение с магнитудой более 7 баллов. Об опасности стихийного бедствия предупредили специалисты Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук. Согласно их расчетам, впервые за последние 15 лет в этом регионе в период с августа по декабрь произойдет резкая активизация сейсмической активности, что может привести к возникновению мощного землетрясения силой 7,2 и более баллов по шкале Рихтера. Вероятность этого бедствия, согласно прогнозу ученых, составляет 70%. В МЧС России подтвердили, что из-за угрозы землетрясения все структуры министерства на Камчатке, Курилах и в Сахалинской области с 15 августа приведены в состояние повышенной готовности. Однако этого прогноза могло и не быть, а будущие подобные предсказания – под угрозой.
Десять лет назад землетрясение фактически стерло с лица земли сахалинский поселок Нефтегорск. В результате погибли около двух тысяч человек – две трети его населения. Два года назад произошло сильнейшее землетрясение на Горном Алтае. Только благодаря удаленности эпицентра от городов юга Сибири не случилось еще более страшной катастрофы.
Согласно новейшим исследованиям по сейсмическому районированию, свыше четверти территории России с населением, превышающим 20 миллионов человек, подвержено потенциальным сейсмическим воздействиям, требующим проведения антисейсмических мероприятий в более чем 300 городах и населенных пунктах. Самыми опасными в сейсмическом отношении являются Северный Кавказ, весь юг Сибири и Дальний Восток, где интенсивность сейсмических сотрясений может достигать 8–9 и 9–10 баллов. Определенную угрозу представляют и 6–7-балльные зоны в густозаселенной европейской части страны.
Исследования по долгосрочному сейсмологическому прогнозу с высокой степенью вероятности указывают на возникновение в ближайшие годы весьма крупных землетрясений на Камчатке, в Прибайкалье, а также на Северном Кавказе, где расположен главный российский курорт – Большие Сочи. Достоверность долгосрочных прогнозов очевидна. Так, горноалтайское землетрясение произошло именно там, где ему и было «предписано» современными картами Общего сейсмического районирования.
Четвертый год в России действует утвержденная правительством Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность территории России», рассчитанная на 2002–2010 гг.
Федеральный бюджет финансирует программные мероприятия на 30–40%. Остальные средства, согласно программе, должны вкладывать регионы. Однако этого не происходит, поскольку законодательные и прочие механизмы отсутствуют. Справедливости ради отмечу: абсолютное большинство сейсмоопасных субъектов Российской Федерации сугубо депрессивны, дотационны. Так что это не их вина, а беда. К тому же административная реформа, призванная увязать обязанности региональных и муниципальных властей (в том числе по сейсмобезопасности населения) с их правами и возможностями (в том числе в налоговом и межбюджетном отношениях), отложена по крайней мере до 2008 года. Эту картину усугубляет чудовищный износ всего строительного фонда страны.
Президент Российской Федерации Владимир Путин после доклада МЧС России о сейсмической угрозе поручил в конце декабря прошлого года активизировать работы по обеспечению сейсмобезопасности в стране.
Вместо этого в 2005 году из Федеральной программы по сейсмобезопасности России было полностью исключено и без этого более чем скромное федеральное финансирование научного и конструкторского обеспечения всех программных работ. Более того, в начавшейся под руководством Минэкономразвития аппаратной работе по формированию бюджета на 2006 год и далее это финансирование тоже не предусматривается.
Смысл этого решения в условиях обеспокоенности власти сейсмобезопасностью России совершенно неясен. Ведь без научно-технического сопровождения и технологического развития Федеральная программа по сейсмобезопасности попросту развалится. Перекрыв финансирование науки по программе на 2005-й и на будущий год, уже не будет смысла сохранять эту программу. На мой взгляд, такое безответственное отношение к науке может привести к еще большим человеческим жертвам и огромному материальному урону.
Очевидно, что без научно-технического сопровождения и технологического развития федеральная программа окончательно погибнет. И кто и как будет предсказывать грядущие катаклизмы, не очень понятно.