6 октября в Душанбе президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали документы о создании Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Политики высказали мнение, что он реально начнет работать с 2010 года. Для этого нужно согласовать и подписать много-много разных договоров и протоколов, ратифицировать их парламентами и начать исполнять. Главное, нужно согласиться на передачу определенных экономических полномочий в один центр, белорусско-российско-казахский Брюссель. В первую очередь по тарифам и мерам нетарифного регулирования, товарам из третьих стран, режимам поддержки национальных производителей.
После саммита в Душанбе пиарщики вяло предлагают кричать «аллилуйя» новому таможенному союзу. Вяло, потому что сами подписанты не выражают уверенности в успехе содеянного. Скептики же, к которым относится подавляющее большинство наблюдателей и полисимейкеров, предлагают воскликнуть «аминь» любым попыткам Белоруссии, Казахстана, России создать таможенный союз в современных условиях.
Чего только мы не перепробовали в последние 12 лет. Начиная от зоны свободной торговли в рамках СНГ и двусторонних отношений Белоруссия–Россия и заканчивая «глубокой» интеграцией в виде так называемого Союзного государства. Белоруссия и Россия формально имеют таможенный союз. И еще никому не понятное Союзное государство. Россия с Казахстаном тоже союзники, и тоже в задекларированном едином таможенном пространстве. Три страны входят в ЕврАзЭС. Вместе с Украиной они делали попытки создать единое экономическое пространство (ЕЭП). СНГ тоже де-юре никто не распускал.
Слово интеграция на нашем пространстве стало таким же избитым, как глобализация в мире. Об этом все говорят, но каждый понимает по-своему. Очередная интеграционная инициатива обречена на провал потому, что цели у ее авторов разные. Европейский союз начинал послевоенную интеграцию с угля и стали. Стратегических на тот момент товаров. Белоруссия заинтересована в первую очередь в союзе газа и нефти, чтобы покупать по внутрироссийским ценам. При этом Александр Лукашенко, игнорируя сотни подписанных документов, упорно не хочет создавать равные условия для белорусских и российских товаров на своем внутреннем рынке.
Руководство России видит Таможенный союз как некую копию Европейского союза с центром в одном из российских городов, с передачей полномочий всеми участниками в центр и возможностью дальнейшей если не федерализации, то конфедерализации постсоветского пространства. Казахстану важно получить доступ на емкий богатеющий российский рынок, координировать сотрудничество в энергетической сфере и радовать своих жителей двумя стратегическими партнерами одновременно – ЕС и Россией.
Очевидно, что цели и задачи у сторон разные. Руководители Белоруссии, Казахстана и России понимают это, но продолжают экспериментировать с порядком стульев за столом переговоров. Не получится. Подтверждение – качество делового климата стран и внешнеторгового регулирования. По этому параметру Белоруссия занимает 137-е место, Россия – 155-е, Казахстан – последнее, 178-е место в мире. О каком таможенном союзе может идти речь, если его реальное создание потребовало бы кардинальной реформы всей экономической политики этих стран? Ни политической воли, ни спроса со стороны бизнес-сообществ, ни давления со стороны электората на такие реформы нет. Поэтому Таможенному союзу Евразийского экономического сообщества уготована участь еще одной непонятной и содержательно бессмысленной аббревиатуры. Она будет полезна разве что преподавателям экономики, чтобы вопросом, что такое ТС ЕЭС, ставить в тупик студентов экономических вузов.