0
1923
Газета Политика Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

В истории важна значимость событий, а не их отдаленность во времени

Тэги: филиппов, данилов, история


– Каков статус на сегодня книги и учебника?

Александр Филиппов. На основе книги для учителя «Новейшая история России: 1945–2006 гг.» подготовлен учебник для 11-го класса средней школы под нашей редакцией с профессором Александром Даниловым и директором Центра международных исследований Института США и Канады РАН профессором Анатолием Уткиным. На основе обсуждений внесены коррективы как в учебник, так и в книгу для учителя. На сегодняшний день учебник прошел должные процедуры в РАН и РАО и поступает в печать. Мы крайне благодарны за поддержку как учителям, так и нашим мэтрам – директору Института российской истории Андрею Николаевичу Сахарову и директору Института всеобщей истории Александру Огановичу Чубарьяну. А замечания многие учли.

– Например?

Александр Данилов. Например, те же замечания Сахарова. Он и в статье написал, что книга является «кладом информации» для учительства, и в выступлении на конференции подчеркнул значение тезиса «не бывает истории плохой или хорошей», однако как настоящий гуманист справедливо заметил, что правильная логика действий государства не одно и то же, что польза для гражданина. Мы это учли в учебнике. В книге же для учителя мы хотели сознательно эту разницу показать – учитель должен понимать причины принятия решений властью, пускай и жестких. Вот, например, реакция СССР на вызов холодной войны и гонки военно-промышленных комплексов. СССР не мог уклониться – это было чревато оккупацией и войной. Какой ценой это было достигнуто? Ужасно высокой. Важно же понимать и то, и другое. Или еще одно замечание Андрея Николаевича: мы должны гордиться тем, что в период распада СССР «отпустили» страны Восточной Европы, хоть они нам сейчас и спасибо не скажут. Мы говорим: да, гордиться можно, но то, что это было сделано без учета интересов СССР, – плохо: не интересов КПСС, а страны СССР, Российской Империи, России.

– Чем отличается учебник от книги для учителя, обсуждавшейся на конференции?

А.Ф. Концептуально они едины, текстуально же книга для учителя и учебник сильно различаются. Книга полемически заострена и во многом публицистична, учебник написан в совсем ином стиле. Отличается и структура, по требованиям учебник должен быть более краток.

– В чем вы видите значение данной конференции?

А.Ф. Это уже седьмая такая конференция, ранее состоялись аналогичные форумы научно-педагогического сообщества в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Основной результат всех конференций – это одобрение учительским сообществом книги для учителей по новейшей отечественной истории.

А.Д. Конференции, проведенные в федеральных округах, показали заинтересованность российских учителей истории и обществознания в реализации новых подходов к осмыслению новейшей отечественной истории. А главное – впервые дали возможность самим учителям повлиять на содержание и подачу материала в учебнике. Раньше никому бы и в голову не пришло советоваться с учителями об этом! Сами конференции в округах можно было бы назвать всероссийским съездом учителей истории, ибо в нем приняло участие более 3 тысяч человек. И это лишь начало большой работы с учительством страны – предстоят многочисленные мероприятия с методистами и учителями непосредственно в субъектах Федерации, а также большая работа по апробации пилотного тиража учебника на экспериментальных площадках во всех регионах страны. Лишь после этого он пойдет в школы массовым тиражом. Такая практика имеет место впервые.

– Насколько можно судить по сообщениям прессы, учителя весьма критично отнеслись к книге для учителя, которую уже называют скандальной.

А.Д. Учительское сообщество нас поддержало. Мы нигде не встретили иного подхода. Но не менее важно было и другое – услышать учителя, узнать о его проблемах в связи с преподаванием новейшей истории России, выслушать критические замечания и пожелания, без которых невозможна была бы дальнейшая работа. Поэтому для нас особенно ценно то, что в ходе конференций в адрес авторских коллективов и руководителей образовательной системы были направлены сотни вопросов и пожеланий от участников, которые будут учтены в дальнейшей работе над текстом книги и учебника. Вообще говоря, это важно, что с людьми начали разговаривать.

А.Ф. У стороннего наблюдателя, присутствующего на любом форуме, может возникнуть впечатление, будто его участники ни в чем друг с другом не согласны. Срабатывает простое правило: в дискуссии по любому докладу участвуют прежде всего те, кто хочет оспорить выводы докладчика. Зачем брать слово, если ты с ними согласен? На всех конференциях проводилось анкетирование участников, и оно дает объективную картину: квалифицированное большинство разделяют нашу концепцию. Я приведу пример, когда на конференцию для учителей в Москве «пробралась» литератор и член тройки СПС Мариэтта Чудакова и обрушилась с критикой, вызвав лишь недоумение в зале. Это же учителя, и агитировать, что «коммунисты плохие», не надо – никто возражать не будет. Это часть ландшафта демократической страны, особенно в период выборов. Мне же как человеку, который стоял у истоков демократического движения, обидно, что они так и остались в конце 80-х годов по уровню понимания истории. Я могу только отослать их к последним главам книги для учителя.

– Один из ключевых тезисов возражений: нельзя об истории писать по прошествии всего 10–20 лет.

А.Ф. В преподавании истории важна не отдаленность событий во времени, а их значимость. В течение последних 20 лет Россия прошла несколько исторических эпох. Для меня 11-классник – человек, выходящий во взрослую жизнь, это будущее страны. Для него гораздо важнее представлять себе причины распада СССР и современное устройство страны, чем интриги двора в XVIII веке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
421
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
484
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
343
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
361

Другие новости