Новейшая история Севастополя рассказывает о Первой и Второй оборонах города, с которыми связаны бесчисленные примеры мужества и героизма как воинов, так и гражданского населения.
Приближающаяся Пасха каждый раз напоминает нам о том, что в далеком прошлом был еще один штурм великого предшественника нашего города – Херсонеса, который обессмертил нашу святую землю в веках.
В 986–989 годах Византия оказалась в очень сложном положении. Традиционные противники империи арабы получили поддержку со стороны болгар, вождь которых претендовал на ромейский престол. Мятежные войска со всех сторон обложили Константинополь. Ситуация казалась безвыходной. Империю ожидала бесславная гибель. И тогда византийский император Василий II отправляет посольство с просьбой о помощи к великому князю Киевской Руси – Владимиру.
Князь Владимир полностью оправдал надежды, которые возлагал на него могучий сосед. Весной 988 года 6-тысячный русский отряд прибыл в Константинополь и обеспечил в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса перевес в пользу Василия II. Трон императора был спасен.
В это же самое время в Крыму князь Владимир осадил Херсонес. Столица византийских колоний в северном Причерноморье всегда была склонна к сепаратизму, стремясь так или иначе отделиться от Константинополя. Направив часть своей армии на помощь византийской столице, князь Владимир с оставшейся дружиной осадил и взял штурмом Херсонес, который накануне примкнул к мятежникам, восставшим против Василия II. Подавив бунт, Владимир не намеревался нанести ущерб самому Херсонесу. Он возвратил город практически без урона императору Византии.
Эта история – свидетельство реальной мощи, которой обладала Киевская Русь. Эта история – реальное подтверждение международного признания, которого добились тогда наши великие предки. Актом признания и уважения Киевской Руси стало крещение, которое принял в Херсонесе великий князь Владимир. Мало того, император Василий II отдал в жены киевскому князю свою сестру Анну. С тех пор в жилах русских князей и царей текла кровь византийских императоров. Подчеркивая этот факт, не только свое родство, но и равенство с властелинами великой империи, Владимир принимает при крещении имя Василий.
«Корсунское крещение» стало колыбелью православия для всех восточных славян, чем мы давно и по праву гордимся. Оно явилось и актом принятия русскими князьями и царями «византийского наследства», которое окончательно состоялось после крушения великой империи. Известная формула XVI века – «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать» – закрепляет факт принятия наследства, таинство которого свершилось 1020 лет назад – в Светлую Пасху 988 года.
Встречая великий праздник Христова Воскресения, придем в древний Херсонес, вспомним о святом Владимире, возрадуемся его свободному выбору, который привел его в лоно православия, и возблагодарим судьбу за то, что она дала нам право жить на этом великом месте с его великой историей и судьбой.
Предстоящий юбилей крещения князя Владимира может и должен способствовать улучшению отношений Украины, России, Белоруссии, он напоминает о единых корнях и общей великой истории. Крещение святого Владимира в Херсонесе одинаково принимается всеми, а значит, сближает, а не разобщает нас. О понимании этого говорит намерение Украины и России праздновать крещение Руси сообща. По крайней мере такое намерение высказал украинский президент Виктор Ющенко.