В Европе озабочены тем, что война в Абхазии может стать реальностью. Ситуация усложняется тем, что в свое время Россия раздала абхазам российские паспорта. Это обязывает ее в случае военного конфликта защищать своих номинальных граждан.
Во время конфликта в 1992 году Россия была слишком занята собой. Ельцин в то время не знал, останется ли он у власти. Поэтому Москва не могла вмешаться в этот конфликт основательно. Теперь у нее совсем другие возможности.
Но и у грузинской стороны в отличие от 90-х годов появились твердые намерения воссоединиться с Абхазией и Южной Осетией. Михаил Саакашвили делает ставку в основном на Соединенные Штаты Америки. Они должны обеспечить ему возвращение сепаратистов под контроль центра. Германия предлагает более мягкий план действий, так называемый трехсторонний план министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера.
Согласно ему вначале все стороны твердо должны заявить о том, что ни при каких обстоятельствах они не станут применять военную силу против друг друга. Когда Саакашвили недавно был в Берлине, некоторые немецкие собеседники предложили ему присмотреться к опыту воссоединения Германии. ФРГ десятилетиями мирно ждала, пока ГДР созрело и изменилась политическая конъюнктура, тогда страна смогла объединиться.
ФРГ не сидела в это время сложа руки, а создавала формы экономического сотрудничества с ГДР. И когда модель Федеративной Республики Германии стала действительно привлекательной и настолько мощной, что жители ГДР уже никак не хотели от нее отказаться, воссоединение произошло. Естественно, исторические параллели не всегда уместны. Но подумать о них можно. Вопрос только в том, согласится ли Саакашвили с таким немецким примером. Вряд ли.
Вторая ступень германского плана – это экономическое восстановление Абхазии. Германия готова провести в Берлине международную конференцию для организации донорства, сбора большого количества денег на Западе для экономической помощи Абхазии. Конечно, будет поставлено жесткое условие абхазским властям – предоставить возможность вернуться в республику той части грузинского населения, которое было насильственно изгнано из региона.
И только на третьем этапе Абхазия и Грузия при посредничестве России и ЕС должны окончательно сесть за стол переговоров и решить вопрос о статусе Абхазии. Для того чтобы план Штайнмайера стал успешным, ему должны доверять все участники процесса. Возможно, на втором этапе реализации плана российские миротворческие силы могли быть частично заменены силами ЕС или стран СНГ, например украинскими голубыми касками, на что может согласиться Грузия. Но и на третьем этапе вполне открыто может встать вопрос о параллели абхазской ситуации с косовской моделью независимости. Она будет отклонена Грузией и Западом. Но, во всяком случае, ради того, чтобы доверие с самого начала присутствовало в процессе урегулирования конфликта, этот вопрос не может не появиться в повестке дня переговоров. Возможно, в конце концов все стороны договорятся принять компромисс, заключающийся в превращении Грузии в настоящую федерацию. Ведь сама Россия предлагала Молдавии в свое время так называемый план Козака, который состоял в объединении страны на основе трехсторонней федерации – собственно Молдавии, Приднестровья и Гагаузии (автономное образование на юге республики). Кстати, Россия тоже тогда думала, что молдавскую модель можно перенести на Грузию. С такой моделью, когда Абхазия будет в грузинской федерации, Москва может иметь такие же отношения с Сухуми, как и с Тбилиси. Не исключено, что в этом случае стороны могут договориться.
Буквально в ближайшие дни Германия будет активизировать свою восточную дипломатию. Канцлер Ангела Меркель в понедельник едет в Киев, чтобы постараться смягчить накал страстей в украинской элите, вызванный отказом Германии предоставить Украине возможность быстрого вступления в НАТО. Штайнмайер и его команда направляются в Грузию, чтобы уговорить Тбилиси и Сухуми согласиться с немецким предложением решения абхазского вопроса. Трудность заключается в том, что в самой Европе существует разное видение самой абхазской проблемы и путей ее решения. Внутри Европы активизировались силы, которые выступают за создание некого картеля транзитных стран в вопросах энергетической безопасности. В планах этого картеля Южный Кавказ играет стратегическую роль. Германия, в свою очередь, ищет внутри Запада союзников для отстаивания гораздо более прагматичной позиции, не исключающей, а приобщающей Россию к общеевропейской политике.
Выработка общеевропейской политики дается странам – членам Европейского союза с большим трудом. После провала второй попытки европейцев через принятие общей Конституции стать дееспособным политическим союзом и таким образом также глобальным актером Европейский союз теперь находится на сложном перепутье.