0
739
Газета Политика Интернет-версия

21.10.2008 00:00:00

Коррупция – не только российская проблема

Пол Стифан

Об авторе: Пол Стифан - профессор Университета Вирджинии (США).

Тэги: коррупция, программа, президент


Президент Дмитрий Медведев недавно объявил о новых мерах по борьбе с коррупцией в России. Это важные и полезные шаги. Если они будут полностью реализованы, то принесут огромную пользу россиянам. Чтобы понять, за счет чего это произойдет, полезно взглянуть на проблему в международной перспективе. Вред, который коррупция причиняет, мешая социальному развитию, очевиден.

Коррупционные сделки между правительственными чиновниками и теми, кто предлагает им взятки, попирают права и интересы общества. Коррупция является антиподом верховенства закона, так как она подменяет бескорыстные нормы закона и приверженность правосудию хищничеством и жадностью. Коррупция, особенно когда она добирается до системы правосудия, калечит институты (честную полицию, прокуратуру и судей), без которых гражданское общество не может функционировать.

Принятие Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая была подписана в 2003 году и вступила в силу в 2005 году, показывает важность антикоррупционного законодательства как объекта международного права. В настоящее время 122 государства являются участниками этой Конвенции, в том числе Российская Федерация, многие страны Евросоюза, КНР и США.

Следует отметить ряд характерных черт международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. Во-первых, нет международной организации, ответственной за проведение в жизнь международных антикоррупционных программ и руководство ими. Да, страны несут обязательства применять антикоррупционные меры посредством национального законодательства. Государства могут (и делают это) осуществлять взаимный мониторинг, чтобы выяснить, справляются ли они со своими обязательствами по выявлению и борьбе с взяточничеством. Но тем не менее нет центрального механизма, который бы вводил санкции в отношении стран, не выполняющих свои обязательства в сфере борьбы с коррупцией.

Во-вторых, международное сотрудничество больше нацелено на борьбу с дачей взяток, нежели на мерах против тех, кто их берет. Ни один из новых договоров не обязывает государства преследовать за получение взяток иностранных чиновников.

Что еще нужно сделать в международном масштабе, чтобы дополнить усилия Российской Федерации? Переходная стратегия борьбы с коррупцией усилила бы надзорные структуры, которые бы выявляли страны, где правительственные чиновники регулярно вымогают взятки. Например, базирующаяся в Берлине неправительственная организация Transparency International традиционно играла лидирующую роль в этом вопросе. Она систематически проводит опросы среди лиц, участвующих в международных деловых транзакциях, чтобы выявить, в каких странах самые коррумпированные чиновники. Она также сыграла важную роль в мобилизации международной поддержки ОЭСР и конвенций ООН.

Вероятно, можно было бы возложить контрольную функцию на такую международную организацию, как Всемирный банк, который имеет как техническую базу, так и возможность приостановить предоставление экономической помощи странам, которые не могут навести у себя порядок. Возможно, Всемирный банк мог бы координировать усилия по сбору информации о масштабах коррупции в конкретных странах. Затем он мог бы руководить предоставлением технической помощи, чтобы содействовать им в организации более эффективной борьбы с коррупцией и блокировать иностранную помощь и инвестиции в страны, которые не занимаются решением этой проблемы.

Тем не менее предоставление такой организации, как Всемирный банк, полномочий предпринимать подобные шаги будет воспринято некоторыми государствами как неуместное расширение политического доминирования Запада и неприемлемая поддержка дискредитированного теперь «Вашингтонского консенсуса». Возможно, более или менее централизованная система контроля и применения санкций была бы предпочтительнее сосредоточения этих функций в руках международной структуры с такой противоречивой историей.

В итоге странам, стремящимся подавить коррупцию, особенно путем преследования своих собственных граждан, которые предлагают взятки, нужно найти новые пути к сотрудничеству со странами, страдающими от коррупции. Нельзя допустить, чтобы историческое наследие империализма и культурное высокомерие стали препятствием для эффективного сотрудничества в деле борьбы с проблемой, которая наносит непропорционально большой вред многим из самых уязвимых народов мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
691
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
609
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
721
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
495

Другие новости