Организовывать мелкие мастерские менее рентабельно, чем покупать акции энергетических гигантов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Так случилось, что я работаю в компании, производящей IT-решения для сегмента среднего и малого бизнеса, отвечая за развитие бизнеса в России. Понятно, что сколько-нибудь достоверный прогноз на развитие своего рынка невозможно сделать без понимания, куда же движется целевой сегмент заказчиков. А так как прогнозирование является одним из необходимых элементов моей деятельности, интерес к ситуации с малым и средним бизнесом довольно большой.
О том, что с данным сегментом экономики в России не все хорошо, известно многим. Доля среднего и малого бизнеса в экономике России, по оценкам правительства, составляет не более 17%. Процент трудоспособного населения, работающего на таких предприятиях, не превышает 20%, тогда как в Европе и тот и другой показатели находятся на уровне 70–80%. Казалось бы, учитывая заявленный экономический курс правительства, можно смело прогнозировать бурный рост целевого сегмента, как только кризис чуть-чуть отпустит. И действительно, собирая информацию из разных источников, в первую очередь встречаешь ссылки на законодательные акты президента и правительства по поддержке предпринимательства, среднего и малого бизнеса. Здесь вам и субсидии на начальных стадиях, и уведомительный порядок начала некоторых видов коммерческой деятельности, и уменьшение количества проверок, и даже льготное кредитование. Для человека со стороны, каким являюсь я, создается полная картина того, что развитие среднего и малого бизнеса в стране – один из стратегических приоритетов.
Однако наряду со страницами, пышущими позитивом, немедленно находятся форумы, на которых реальные люди, предприниматели, обсуждают реальные проблемы. И картинка тут же меняется. Создается впечатление, что чем больше усилий по помощи среднему и малому бизнесу предпринимает государство, тем хуже становится самому бизнесу. Даже если не брать во внимание разразившийся кризис, то, глядя на развитие ситуации в последние годы, можно с уверенностью сказать, что проблемы, связанные с коррупцией, высоким уровнем налоговых ставок и плохим налоговым администрированием, явились мощными тормозами в процессе развития интересующего нас сегмента. По данным ВЦИОМа, проводившего опрос среди представителей бизнеса, возможность начать бизнес с нуля оценивается на уровне 2,89 из 7 баллов – то есть, возможно, но очень сложно. Причем ни этот, ни другие параметры, характеризующие проблемы бизнеса, не претерпели существенных изменений на протяжении последних лет – увеличение лишь на сотые доли.
Я не ставлю своей целью раскритиковать действия правительства или в очередной раз осудить деятельность региональных чиновников и регулирующих служб. А лишь хочу разобраться, что произойдет со средним и малым бизнесом в течение нескольких лет, а это соответственно имеет влияние на прогнозирование будущего бизнеса компании, в которой я работаю.
Итак, каковы прогнозы? Первые выводы можно сделать исходя из оценки общеэкономической ситуации в стране. Вот всего лишь несколько цифр:
– отношение выручки 500 крупнейших компаний в России к ВВП с 2003-го к 2007 году выросло с 53 до 81% (рассчитано общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» (по данным 500 крупнейших компаний России рейтинга «ФИНАНС», версия-2008) и Росстатом);
– рентабельность производства в секторе добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, в среднем в 12 раз больше рентабельности в сфере текстильного и швейного производства (Росстат);
– свыше 75% капитализации России приходится на сырьевые компании, обеспечивающие занятость всего 2% населения и производящие менее 10% прибавочной стоимости (Росстат).
Любой мало-мальски грамотный менеджер в подобной ситуации и в тяжелых экономических условиях озаботится поддержкой именно сырьевого сектора и связанного с ним крупного бизнеса, пусть даже и в ущерб остальным отраслям. Результат ≈ несмотря на кризис, конкуренция между крупным и мелким бизнесом не уменьшается, а, наоборот, увеличивается (кстати, одно из характерных отличий кризисов 1998 года и сегодняшнего). Дефицит бюджета приводит к увеличению эффективных налоговых ставок, а разговор о том, что девальвация национальной валюты (и прошедшая, и новая, о возможности которой сейчас много говорят) приведет к существенному импортозамещению и развитию внутреннего спроса, становится мифом.
Итог – если бы мне сегодня предложили на выбор поучаствовать в капитале небольшой торговой организации (именно в сфере торговли нашли свою нишу более половины российских МСП) или купить акции экспортного гиганта, я бы, не колеблясь, выбрал второе. Опять же – в случае проблем государство поможет.
Так что, возможно, через год-два ситуация изменится, но пока я буду скорее пессимистичен в оценках темпов развития сегмента СМБ в ближайшем будущем.