Михаила Лесина вряд ли порадует новый законопроект.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Федеральным телеканалам запрещается иметь дело с монополистами на телерекламном рынке. Договоры, связанные с размещением рекламы в эфире, госканалы смогут заключать только по результатам конкурса. Антимонопольная служба получит больше прав на вмешательство в финансовые потоки, протекающие через телевидение. Все это написано в законопроекте, внесенном вчера единороссами в Госдуму.
Авторами поправок в закон о рекламе выступили зампред комитета ГД по конституционному законодательству Ирина Яровая и депутат из ЕР Сергей Неверов. Яровая, как известно, является координатором Государственно-патриотического клуба партии власти, а Неверов занимает пост замсекретаря президиума генсовета ЕР. Это значит, что их законодательная инициатива скорее всего непременно будет принята. И тогда федеральные телеканалы будут «не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы».
Преимущественным же будет считаться такое положение, когда на долю одного участника рынка приходится доля в размере не менее 35% – «при национальном или региональном размещении». Кроме того, как специально подчеркивается в пояснительной записке, все лазейки уже закрыты. Потому что эта доля будет считаться с учетом аффилированных лиц.
Необходимость данных поправок к закону о рекламе его авторы объясняют тем, что «в настоящее время не предусматривается каких-либо ограничений для телеканалов по выбору контрагентов для заключения договоров на распространение рекламы». Желание единороссов устранить этот непорядок дошло до того, что они настаивают: телеканалы с госучастием должны забыть прежнюю практику и все рекламные контракты проводить через обязательные конкурсы. Федеральной антимонопольной службе дается право проводить проверки состояния рекламных дел. И выдавать предписания о расторжении неправильных договоров. Яровая и Неверов указали, что в 2008 году объем всего рекламного рынка составил 267 млрд. руб. В 2009 году случилось падение на 30%, хотя окончательных данных еще нет. Впрочем, ТВ продемонстрировало самый низкий процент кризисного сокращения.
Депутаты из ЕР в своем стремлении к порядку на телевидении додумались до фактического распространения действия своих поправок на прежде заключенные рекламные договоры. Они, конечно, написали, что те из них, которые окажутся действующими на момент вступления в силу новых норм, продолжат свое существование. Но не дольше, чем на один год. Единороссы даже в своих комментариях никаких названий не употребляют. Хотя известно, что самым крупным монополистом в данной сфере является компания «Видеоинтернэшнл». Кстати, ее отца-основателя и прежнего совладельца Михаила Лесина недавно уволили из администрации президента с поста советника главы государства. За нарушение этических норм госслужащего.