Модернизация оборонно-промышленного комплекса России, о которой так много говорят в последнее время, крайне важная и актуальная задача. И не только с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны, но и с точки зрения национальной конкурентоспособности нашей экономики. А технологическое обновление ОПК идет крайне медленно – всего на 5% в год. Такие темпы недопустимы.
Что, на мой взгляд, надо делать в первую очередь? Заняться широкомасштабной системой подготовки и переподготовки кадров – от рабочего до топ-менеджмента – оборонно-промышленных компаний и конкретных научно-исследовательских центров и промышленных предприятий. Как государственных, так и частных. (В топ-менеджменте еще не найдено оптимальное соотношение между инженерами, с одной стороны, и так называемыми финансистами – с другой.) Адекватной замены институту генеральных конструкторов, игравшему на протяжении десятилетий исключительно важную роль в отечественном ОПК, так до сих пор и не изобретено.
Надо проработать вопрос создания специального органа подготовки и переподготовки топ-менеджеров для ОПК на основе имеющегося мирового опыта. Внедрять новейшие методы и формы организации производства на каждом отдельном предприятии, способствующие повышению производительности труда и адекватному контролю качества всех компонентов специзделий и собственно финишной продукции в виде той или иной боевой либо обеспечивающей системы.
Необходимо отработать (и воссоздать) на новой научно-технической основе сложные системы кооперации технологических цепочек на всех уровнях, необходимых для разработки и производства перспективных сложных систем вооружений и обеспечивающих систем и средств – вплоть до 5–6-го уровня кооперации. Это предусматривает создание новых производств, например, ингредиентов композиционных материалов, ингредиентов спецтоплива и др.
В качестве примера такой многоуровневой системы можно привести цепочку создания и производства современных высокопрочных (с прочностью выше, чем у стали) волоконных композиционных материалов. Такая цепочка включает несколько уровней производственной кооперации, от производства исходного сырья до создания конечных изделий. Схематично цепочку производства изделий из углеродных композиционных материалов можно представить так: производство пропилена (из газов нефтепереработки (при крекинге сырой нефти, пиролизе бензиновых фракций или попутных газов, а также из газов коксования угля) – производство нитрилакриловой кислоты (акрилонитрил) – производство полиакрилонитрильного (ПАН) волокна – производство углеродного волокна – производство полимерных матриц (связующих) – производство армированных волокнистых полуфабрикатов (премиксы, волокниты, препреги) – производство изделий из волокнистых полимерных композитов (фюзеляжи, кили, стабилизаторы и крылья воздушных судов для авиационной промышленности; оболочки головных обтекателей, обтекатели ступеней, приборные рамы, воздуховоды для ракетостроения и т.д.) – комплектация и сборка финишной продукции. Причем все компоненты производственной цепочки требуют серьезных заделов по НИР и ОКР, отработки технологий, инжиниринга, современного производственного оборудования.
Но модернизация ОПК должна осуществляться не изолированно, а во взаимосвязи с другими направлениями национальной промышленной политики. Наиболее естественным здесь представляется задача возрождения на новой технической основе российской станкостроительной промышленности, которая длительное время находится в серьезном упадке и до сих пор не пользуется должным вниманием. Особое внимание необходимо уделить использованию различных лазерных установок отечественной разработки и производства, где у нас имеются явные конкурентные преимущества. Можно сказать, что современное мировое станкостроение – это производство автоматизированных лазерно-технологических установок (ЛТУ). Для промышленности (особенно для авиа- и судостроения) очень важными факторами являются универсальность ЛТУ, возможность обработки различных материалов, в том числе особо твердых, хрупких, композиционных и т.д., высокая скорость и точность обработки в различных геометриях, сокращение сроков обработки и трудозатрат, высокая степень автоматизации, быстрота перенастройки ЛТУ, возможность комбинирования с другими видами обработки, обеспечение гибкости производства, большая широта выбора технических решений.
Кстати, широкое использование лазерных технологий в России в сегодняшних условиях является одним из очень немногих технически и экономически выгодных способов восстановления отечественной промышленности, станкостроения, машиностроения. Наши позиции в разработке и производстве лазерной техники, лазерно-технологических установок остаются достаточно сильными и на сегодняшний день, причем по широкому спектру лазерных технологий: полупроводниковые, СО2 лазеры, мультикиловаттные лазерные технологии – волоконные лазеры (это направление лазерной техники возникло в России), дисковые лазеры на основе монокристаллов граната, легированного иттербием.
Модернизация ОПК должна проходить на основе среднесрочной и долгосрочной перспективы развития военного дела (и многочисленных отдельных технологий, на основе которых могут возникнуть на отдельных направлениях военно-технические прорывы оперативного и даже оперативно-стратегического значения), с ориентацией по крайней мере на 25–30 лет вперед, далеко за временные пределы новой Государственной программы вооружений. Опираться на определение закономерностей техноэволюции и на прогнозирование развития новых форм и способов ведения боевых действий. В частности – развивающуюся быстрыми темпами роботизацию, диспергирование (рассредоточение) боевых порядков, нетрадиционные виды оружия, возрастающую роль высоко интегрированных средств разведки, целеуказания, боевого управления, контроля и наблюдения за обстановкой, роль оружия нелетального действия, развитие средств противодействия высокоточному оружию и др.