0
1631
Газета Политика Интернет-версия

19.08.2011 00:00:00

Август-91: детсадовская революция

Дмитрий Квоном

Об авторе: Дмитрий Харитонович Квон - доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Тэги: гкчп, путч, ссср, революция


Взрослыми становятся, следуя вековым традициям, в результате ровного течения времени, идеальным эстетическим и топологическим отражением которого является английский газон. Поэтому в Англии сантехник или полотер говорит, как профессор, а детские книжки сочиняют профессора и домохозяйки. Короче, взрослые. А связь времен может, конечно, распасться, но только для того, чтобы вновь сложиться в другой узор и на стене того же замка. Русская революция 1917 года сотворила со временем невиданный эксперимент. Она, сметя с них все здравое и естественное, явила нам уникальную советскую сказку с ее лагерями – концентрационными и пионерскими.

И когда во второй половине 50-х сказка в своем первозданном виде закончилась, люди вышли из нее совершенными младенцами, которым надо было начинать «жить, чувствовать, любить, свершать открытия» в пространстве тотального отсутствия какой-либо культуры как труда, так и быта. Века сомкнулись, и отцов не осталось. Остались одни дети, и они как могли строили свою жизнь.

И начался детский сад Оттепели, плавно перетекший в детский сад Застоя. Это были разные садики. Первый был простодушней, наивней, и поэтому в нем царила романтика первозданных человеческих чувств. Недаром он родил великий советский кинематограф, в котором младенческая простота советских людей стала одним из мировых откровений. И режиссеры оттепельного кино создали женские образы, не менее привлекательные, чудесные и прекрасные, чем художники Возрождения. Инна Гулая, Наталья Фатеева, Анастасия Вертинская, Жанна Прохоренко, Тамара Семина, Нонна Мордюкова, Светлана Карпинская, Галина Польских, Евгения Уралова, Людмила Гурченко, Раиса Куркина, Ия Савина – вот далеко не полный список актрис, отразивших полвека назад явление вечной женственности на просторах советской России, которое и вписало в мировую культуру искусство оттепельного детского сада.

Застойный садик оказался более циничным и расчетливым и где-то обуржуазившимся. И не открыл миру ничего. Но и в первом и во втором все ходили строем, слушали и пели хором, осуждали нерадивых и непослушных всем коллективом и были твердо уверены, что существует настоящая любовь и дружба, что все люди – братья и сестры, что «все остается людям», что смысл жизни на земле только в том, чтобы оставить на ней свой след, что надо быть искренним и правдивым, что правда всегда побеждает и что повсюду «И вечный бой,/ Покой нам только снится». И все это при полном отсутствии высокой культуры труда, испарившейся в России с уничтожением прежде всего кулаков, и быта, улетучившейся с полным исчезновением русского дворянства.

Вместо многовековой русской культуры аннигиляция русского пространства и времени явила нам нечто совершенно уникальное – советскую сказку с ее тотальной духовностью и полным игнорированием отдельного человека как в его плоти, так и в его экзистенциальности. Поэтому, когда сказка отдала концы вместе с ее Кощеем Бессмертным, младенцы Оттепели и Застоя глубоко, самозабвенно и по-новому осознали, что они еще и отдельные человеческие личности. Отсюда увлечение наиболее продвинутых детей Оттепели идеями индивидуализма. Отсюда нервная, по сути, мизантропическая интонация оттепельной литературы. Наконец отсюда же явление бардовской песни, в наиболее демократической форме отразившей стремление детей к индивидуальному.

Но чувство это было глубоко амбивалентным. Детский сад же, и в нем все ходят вместе и дружно. Поэтому и пели по-настоящему детсадовское «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Да к тому же никуда не делись воспитатели – посланники Старшего Брата, пусть и отдавшего концы, но все еще могущественного. И если ребенок вроде Александра Солженицына начинал чересчур шалить, а тем более выступать, то его сейчас же исключали из детского сада. Но еще неприличнее было оказаться в этом садике взрослым и независимым. Таким взрослым оказался Иосиф Бродский. Он в отличие от Солженицына советскую власть не хулил, не боролся с нею – он ее не замечал. Со всем известными последствиями. Ведь дети сильнее всего обижаются, если их не замечают.

Детский сад Советского Союза мог продолжаться и дальше, но все карты спутала научно-техническая революция конца ХХ века, произведшая на свет как никогда великое количество игрушек даже для взрослых, что уж говорить о детях. Под напором сначала транзисторных, а затем компьютерных соблазнов железный занавес, отделявший советский детский сад от мира развитых цивилизаций, начал давать течь и окончательно рухнул в августе 1991 года. Детсадовская революция состоялась... и тут же породила главную проблему постсоветской России. Она не в отсутствии новых идей. Их как раз много. Но все они так или иначе кончаются одним и тем же – строительством очередной пирамиды, то в виде по-детски наивной башни «Газпрома», то в виде не менее простодушного Сколкова, то в виде вполне циничной Олимпиады в Сочи.

Эта дурная бесконечность пирамидального образа мышления – фрейдистский след в памяти постсоветских граждан о детском садике, когда человек, лишенный многовековой культурной традиции, может строить только замки на песке. Поэтому якобы взрослые люди постсоветской России – это все те же дети, оказавшиеся способными совершить бескровную революцию, но которым не дано передать после нее своим детям ничего, кроме песочницы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1640
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1748
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости