0
1490
Газета Политика Интернет-версия

21.02.2012 00:00:00

Митинги как нулевой тур

Тэги: митинг, выборы


В минувшую субботу по всей стране прошли массовые акции сторонников Владимира Путина. На родине премьера в Санкт-Петербурге собрались более 60 тыс. человек. Эксперты, опрошенные «НГ», сходятся во мнении, что митинговая активность в России отражает в каком-то смысле мировой тренд – реальная политика смещается в уличное пространство.

После митингов 4 февраля, которые пока остаются самыми массовыми в новейший митинговый период, политобозреватель Юлия Латынина в своей авторской программе «Код доступа» на «Эхе Москвы» подвела промежуточный итог акций – оппозиционных и «антиоранжевых»: «Должна сказать, что стратегия Кремля победила». И объяснила, сравнив это соревнование с футбольным матчем, где главное – количество «забитых голов», и имеет значение «только окончательная цифра».

И, как заметила обозреватель, на этом «внутриполитическом фронте» победа – по количеству вышедших на площадь людей – осталась явно за штабом Путина.

Митинговую инициативу столицы с ее многотысячными акциями начали перенимать регионы. Во Владивостоке в минувшую субботу на улицы в поддержку председателя правительства Владимира Путина вышли более 3 тыс. человек. В Иркутске на митинг собрались порядка 7 тыс. сторонников действующей власти. В Новосибирске митинговали 7,5 тыс. человек. Акции сторонников Владимира Путина также прошли в Омске, Улан-Уде и других областных столицах. В Республике Алтай состоялось одновременно 11 митингов с общей численностью 5,5 тыс. человек. Однако самый массовый митинг прошел в Санкт-Петербурге, на родине Владимира Путина. Там собрались более 60 тыс. человек. На всех акциях звучали лозунги в поддержку стабильности. Граждане требовали «не допустить повторения 90-х» и высказывались «за Россию без потрясений». Митингующие проявили единство во мнении, что нашей стране нужны «ответственная власть и прозрачная экономика».

Директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев считает, что эти митинги сторонников Путина стали закономерным результатом соревнования, которое вели оппозиция и антиоранжевые силы в последний месяц: «Действительно, имеет место своеобразное соревнование – какая сила больше выведет на улицу». Юлия Латынина сформулировала сверхзадачу, которую должен был решать путинский штаб: вывести на улицы «молчаливое большинство», которое в отличие от меньшинства не имеет поводов для активного протеста. То есть политикам и технологам нужно было придумать, как объяснить этой части электората, что политическая стабильность находится под угрозой. Эта задача была несравненно тяжелее, чем у оппозиции, поскольку выступление «против» всегда имеет небольшой, но устойчивый тренд у определенной части общества.

В целом же эксперты, опрошенные «НГ», сходятся во мнении, что подобная митинговая активность и сторонников власти, и оппозиции является своего рода отражением мировых трендов. Политика смещается на улицу уже в международных масштабах. Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев замечает: «Во всем мире, в том числе в европейских странах, просматривается склонность к прямой демократии, которая проявляется в стремлении людей выходить на улицы. Мы видим это на примере Греции, Испании, Великобритании и многих других стран».

Доцент РГГУ Алексей Чадаев убежден – эта тенденция в современном мире объясняется тем, что «роль молчаливого большинства снижается, а на первый план выходит реактивное меньшинство». «Не важно, сколько у власти или оппозиции молчаливой поддержки, важен тот, кто способен не только проголосовать, но и выйти на улицу, чтобы заявить о своей позиции. Это в политике стало более важным, чем поддержка большинства, сейчас на первый план выдвигаются активные меньшинства», – отмечает эксперт.

Политолог Павел Данилин соглашается с коллегами: «Мы отмечаем, что формат и стиль массовых акций на Болотной и проспекте Сахарова похожи на оранжевые революции в Украине, Грузии, арабских странах. По сути дела, они были способом свержения толпой правящего режима». При этом, на взгляд Данилина, ничто подобное России не угрожает: «У нас нет ведущей силы массового недовольства режимом. У нас отсутствует массовый класс молодежи, недовольной своим имущественным и финансовым положением, как это было в Украине, Грузии и некоторых арабских странах». «Митингующие на Болотной и проспекте Сахарова заблуждаются так же, как участники акций протеста в начале 90-х годов, – считает политолог. – Им тогда казалось, что за счет митинговой активности они смогут получить карьерный рост. Но это ложное ощущение».

По мнению Данилина, уличные акции в России также превратились в некоторое подобие соревнования между сторонниками власти и ее противниками. Однако лидерство, уверен эксперт, на стороне тех, кто поддерживает нынешнее руководство страны: «В митинговой активности сейчас побеждает власть, у ее сторонников больше драйва. Драйв за стабильность сильнее драйва за перемены. Чувство страха, что ты можешь потерять то, что имеешь, сильнее желания что-то приобрести. За последние годы в России возросло число людей, которым есть что терять, поэтому они готовы отстаивать состояние стабильности на площадях».

Эксперты отмечают, что именно этот мотив дает численное преимущество сторонникам Путина над акциями оппозиции. Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко замечает, что «у оппозиции кризис жанра, она не может увеличить численность участников своих акций».

Так же считает Алексей Чадаев: «Оппозиция допустила серьезную ошибку, задавшись целью сформировать большинство из самых разных сил. Она стала жертвой попытки собрать антипутинский фронт. Это начисто блокировало возможность разговора о содержании, что, по сути, и помешало организаторам оппозиционных акций сформулировать повестку дня». Кроме того, Чадаев считает, что «нынешняя ситуация является красноречивым свидетельством того, что в провластной среде кроме партии власти «Единая Россия» существует огромное число сравнительно небольших групп, однако «заряженных» гораздо сильнее, чем оппозиция». Эти люди, по мнению политолога, в состоянии побороться за инициативу, так как «они выступают сами от себя, а не потому, что их кто-то о чем-то попросил».

В свою очередь, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что оппозиция доминировала на улице сразу после декабрьских выборов, однако упустила время и возможность получить реальное политическое влияние. «Штабу Путина удалось главное: сторонники премьера качественно изменяют митинговую ситуацию. Нет сомнений в том, что в краткосрочной перспективе до выборов и сразу после них победа на улице будет за провластным, пропутинским большинством. Повестка акций, которые проводит оппозиция, выдыхается в силу того, что меняется повестка дня. Она отрывается от даты декабрьских выборов, и людям становится по большому счету безразлично, что происходило пару месяцев назад. Без сильного лидера и четкой повестки дня движение оппозиции обречено», – резюмирует Орлов. При этом, подчеркивает политолог, лагерю сторонников Путина удалось мобилизовать электорат и перехватить инициативу у оппозиции: «Сторонники Путина все более уверенно захватывают улицу, поэтому можно с уверенностью прогнозировать их победу в уличном противостоянии».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1458
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1662
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1770
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4081

Другие новости