Избиркомы защитили от партийной ротации.
Фото РИА Новости
Девять месяцев в Госдуме без движения лежит внесенный в свое время президентом Дмитрием Медведевым законопроект о праве партий отзывать своих представителей в избиркомах всех уровней. После того как в конце мая прошлого года депутаты приняли его в первом чтении, работа с ним не ведется. Как выяснила «НГ», дело в изменившейся концепции выборного законодательства. Медведев предложил дать партиям хотя бы небольшую возможность реально влиять на избирательные кампании. Но Владимир Путин подписал другой закон – о профессиональных избиркомах, обесценив таким образом инициативу своего предшественника.
Сейчас внимание партий, которые планируют участвовать в выборах различного уровня, сосредоточено на борьбе за продвижение своих людей в избиркомы. В территориальные комиссии сбор претендентов закончен, в участковые – завершается. Избирательная вертикаль должна быть сформирована до 30 апреля этого года. Она останется существовать в неизменном виде на протяжении ближайших пяти лет. Причем если в каком-то избиркоме и возникнет кадровая вакансия, то партия, которой это место принадлежит, сможет заполнить его лишь в том случае, если она заранее озаботилась кооптацией запасных игроков в кадровый резерв. Таковы требования закона, подписанного президентом Владимиром Путиным в начале октября 2012 года. Основной целью которого было решение о том, что региональные и муниципальные выборы отныне проводятся раз в году во второе воскресенье сентября. Российская оппозиция этот закон считает принятым в пользу «Единой России».
А между тем в пыльных думских запасниках девять месяцев умирает другой законопроект. Он давал партиям возможность хотя бы минимально влиять на ход избирательных кампаний. В апреле прошлого года Дмитрий Медведев под занавес президентства сделал то, о чем его несколько лет просили партии. Он предложил разрешить им менять представителей в избиркомах всех уровней без объяснения причин и фактически в любое время. Кроме последней стадии выборов – от начала агитации в СМИ до подведения их итогов. Единственное ограничение, которое налагалось на партии, выглядело логично: отзыв действующего члена избиркома считался возможным в том случае, если предлагался человек на замену.
«НГ» решила выяснить у представителей думской оппозиции, что им известно о перспективах долгожданного законопроекта. Руководитель юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев подтвердил, что после 23 мая 2012 года, когда медведевская инициатива была принята в первом чтении, движения вокруг нее не наблюдалось. Депутат-коммунист уверен, что причиной тому смена руководителя государства, но главное – изменение отношения к корректировке избирательного законодательства. «Конечно, и во многих медведевских инициативах просматривалось подыгрывание партии власти, но теперь оно производится абсолютно явно». Например, сказал Соловьев, это разрабатываемый закон о выборах в Госдуму, половину которой планируется избирать по одномандатным округам, где почти всегда побеждают кандидаты с административным ресурсом. Отзыв членов комиссий, подчеркнул Соловьев, позволил бы партиям избавляться от тех из них, кто работает или просто плохо, или хорошо, но не на их пользу. Заметим, что во многих низовых комиссиях представители оппозиции все равно работают по указке местных администраций просто потому, что зависят от них в своей обычной жизни, к примеру, служащих бюджетных учреждений. Зампред комитета по конституционному законодательству от ЛДПР Сергей Иванов сказал «НГ», что после эйфории от принятия медведевского проекта в первом чтении о нем действительно немного забыли. Причину его блокирования он тоже видит в кремлевских переменах, но не столько фамилии президента, сколько в том, что «концепция поменялась». Практически профессиональные избиркомы требуют от партий столь профессионально подготовленных людей, которых у них не так уж и много. Так что, заметил он, заполнение партийных вакансий посторонними людьми происходит естественным образом. И если, скажем, у ЛДПР какие-то люди худо-бедно есть, то у непарламентских партий, а тем более новичков дело совсем плохо. А Соловьев утверждает, что и ЕР сама по себе не смогла бы найти достаточного количества людей. Но у нее голова об этом не болит, поскольку на партию власти работают те члены комиссий, которые представляют органы госвласти и муниципалитеты.
Впрочем, сообщил Соловьев, КПРФ примерно 65–70% мест в УИКах заполнить все-таки смогла. Но распределение этого результата неравномерно. И если в Москве и Петербурге выдвижение стопроцентное, в столицах субъектов РФ чуть меньшее, но тоже активное, то на уровне низового местного самоуправления – не более 20–30%. При этом оба партийца признались, что «засланные казачки» среди их представителей скорее всего имеются.
Интересно, кстати, что, по данным Центризбиркома, если не считать парламентских партий, то среди всех остальных лидерами по выдвижению своих людей в избиркомы являются «Коммунисты России» и Российская партия пенсионеров за справедливость. То есть структуры, не скрывающие своей спойлерской сути.