Фото Reuters
Правительство вышло в Госдуму с проектом закона о расширении доступа к брендам «Россия» и «Российская Федерация». Теперь от него освобождаются и государственно-общественные и общественно-государственные объединения. Эксперты сочли это неправильным и предположили, что речь идет о «закладке» на будущее. То ли под Общероссийский народный фронт, то ли под внутрипартийные платформы «Единой России».
Политические партии, общероссийские общественные движения, а также религиозные организации, которые до своей регистрации действовали на территории страны более 50 лет, сейчас могут свободно использовать слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них формы в названиях.
Остальным закон предписывает обращаться за разрешением в правительство. И вот оно само решило сократить это свое полномочие, расширив перечень структур, допущенных к главному бренду государства. В Госдуму поступил законопроект, согласно которому называться российскими смогут, например, некоммерческие организации, создаваемые по решению президента или кабинета министров. На самом деле речь идет о госкорпорациях и госкомпаниях, которые из-за своеобразия действующего законодательства существуют именно в виде НКО. Кроме того, к слову «Россия» свободный доступ открывается неким государственно-общественным и общественно-государственным объединениям.
Ни в одном существующем законе сейчас нет определений такого рода структур. Единственное упоминание о них присутствует в самом конце Закона «Об общественных объединениях», базовые принципы которого приняты в 1995 году. В его статье 51 указано, что впредь до принятия отдельных законодательных актов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях они «создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Самое удивительное, что в том же законе, но уже в статье 19 категорически утверждается: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений». Новая законодательная инициатива правительства эту абсурдную ситуацию, как представляется, запутывает еще больше. Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, например, подтвердил «НГ», что упоминания в других законах этих двух новых форм общественных объединений нет, а потому не ясно, что имеется в виду. «Будем разбираться», – пообещал он.
Член президиума ЦК КПРФ депутат Госдумы Сергей Обухов, который состоит в этом же профильном комитете нижней палаты, подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ», что доселе он с такими видами политической активности не встречался. Впрочем, странного свойства законотворческая практика его не удивляет: «Скорее всего это проявление частного интереса какого-нибудь министерства или ведомства, что-то вроде идеи МЧС создать добровольные пожарные дружины».
В аппарате Госдумы «НГ» объяснили, что в данном случае правительство нарушило главное правило законодательной техники: «Сначала в законе должно быть сделано общее определение какого-то понятия или явления, а только потом прописаны его права, обязанности, полномочия и т.д.». Источник затруднился с ответом, случайно ли произошло такое нарушение или оно было допущено намеренно. Например, для решения какой-то срочной проблемы.
Обухов не исключил, что появление вышеназванного правительственного законопроекта – «закладка» для Общероссийского народного фронта, который, возможно, будет существовать в форме то ли общественно-государственного, то ли государственно-общественного объединения. «Раз в составе ОНФ есть «Почта России» – государственная структура, то такие названия ему вполне подойдут».
Еще один собеседник «НГ» в Госдуме о такой возможности сказал прямо: «Никакой другой организации, где участвуют госструктуры, на общественно-политическом горизонте у нас не просматривается». Разве что, добавил он, таковыми в перспективе могут стать «крылья «Единой России». То есть три ее нынешние внутрипартийные платформы – Либеральная, Патриотическая и Социальная.