0
5724
Газета Политика Интернет-версия

18.07.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Отсутствие мирного договора – ненормальная ситуация

Александр Панов

Об авторе: Александр Николаевич Панов – главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший посол РФ в Японии (1996–2003). Кадзухико Того – профессор Университета Киото санге, бывший директор департамента Европы МИД Японии.

Тэги: россия, япония, курилы


россия, япония, курилы Фото Reuters

Встреча президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Москве была успешной по многим параметрам. Лидеры двух стран согласились, что российско-японские отношения носят дружественный характер и имеют хорошие предпосылки для выстраивания стратегического партнерства. Вместе с тем было признано, что отсутствие мирного договора между Россией и Японией спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны является ненормальной ситуацией.
В связи с этим была выражена решимость, преодолев в рамках переговоров имеющиеся расхождения в позициях сторон, заключить мирный договор путем окончательного решения во взаимоприемлемой форме данного вопроса. Достигнуто и согласие в том, что такие переговоры будут способствовать усилиям сторон по активному развитию двусторонних отношений по всем направлениям.
Эти договоренности не могут не вызвать удовлетворения. После более чем 10-летнего перерыва переговоры по мирному договору получают конкретный импульс к тому, чтобы вести дело к поиску взаимоприемлемого компромисса по проблеме территориального размежевания.
Хотелось бы поделиться соображениями относительно условий, которые необходимы для успешного проведения предстоящих переговоров. Во-первых, следует исходить из того, что они будут носить длительный и напряженный характер. Решить проблему территориального размежевания с ходу, одним решением руководителей двух стран невозможно. Поэтому следует сдерживать ожидания быстрого решения и не пытаться искусственно форсировать переговорный процесс.
Во-вторых, сами переговоры следует проводить исключительно в конфиденциальной обстановке, не допускать утечки обсуждаемых вариантов решения территориальной проблемы. Это необходимо для того, чтобы не давать повода для измышлений, толкований, которые способны лишь будоражить общественное мнение в обеих странах и играть деструктивную роль.
В-третьих, помимо официального канала переговоров по линии МИДа целесообразно установить неофициальный канал. Имеется в виду, что руководители двух стран определят доверенных лиц, не имеющих официального статуса, через которых будет проводиться зондаж определенных вариантов решения проблемы без каких-либо обязательств и привлечения внешнего внимания. Успешный опыт использования подобного неофициального канала имел место при ведении переговоров между СССР и ФРГ о заключении исторического Московского договора 1970 года.
В-четвертых, важнейшее значение будет иметь комплексное улучшение двусторонних отношений, распространение, а в сущности – внедрение в сознание общественности двух стран того очевидного факта, что Россия и Япония не имеют серьезных противоречий и конфликтов в сфере национальных интересов  в настоящее время и в перспективе. Снятие же последнего препятствия в виде территориального вопроса будет иметь значение исторической важности для построения отношений абсолютно нового типа между «вечными соседями».
В-пятых, следует отказаться от излюбленных рассуждений отдельных политических деятелей и политологов на тему, какая страна в большей степени заинтересована в урегулировании территориального размежевания и поэтому должна пойти на неизбежные уступки.
Наконец, о возможных вариантах обсуждения решения проблемы мирного договора на переговорах. На данный момент, хотя стороны и не обозначили свои стартовые позиции на переговорах, очевидно, что концептуальные подходы Москвы и Токио кардинально расходятся.
Российская сторона в 2001 году на иркутских переговорах предложила решить проблему на основе статьи 9 Совместной декларации 1956 года. Японская сторона не приняла это предложение, выдвинув позицию о том, что она не будет добиваться единовременного возвращения четырех островов, но тем не менее не изменит своей позиции относительно их принадлежности Японии и может пойти на компромисс только по срокам и условиям их возвращения. Именно после этого переговоры прекратились.
Возникает вопрос, готова ли российская сторона повторить свое предложение 2001 года и будет ли она настаивать на том, что после заключения мирного договора, как это и предусмотрено статьей 9, Японии будут переданы два острова и это будет означать окончательное решение территориальной проблемы?
Сопоставляя указанные позиции стран, нельзя не сделать вывод, что на их основе выйти на взаимоприемлемые договоренности не представляется возможным. Поэтому целесообразно на начальном этапе переговоров вернуться к рассмотрению всех выдвигавшихся сторонами вариантов решения проблемы с тем, чтобы уточнить, почему они не были приняты той или иной стороной. Одновременно можно было бы через конфиденциальный канал провести неофициальный зондаж позиций сторон в целях определения ориентиров, в направлении которых могли бы идти переговоры.
Одним из таких ориентиров могло бы стать следующее. Стороны соглашаются начать переговоры в соответствии со статьей 9 Совместной декларации 1956 года. Напомним, что она предусматривает передачу Японии островов Шикотан и Хабомаи после подписания мирного договора.
Вместе с успешным проведением переговоров и достижением договоренностей по основным проблемам параллельно проводятся переговоры по созданию на островах Кунашир и Итуруп совместной особой экономической зоны с юридическим статусом, приемлемым для обеих сторон. Отметим, что подобное предложение российская сторона выдвигала во время визита в Москву премьер-министра Кэйдзо Обути в ноябре 1998 года.
В процессе переговоров, конечно, будут возникать расхождения в позициях, потребуется поиск взаимоприемлемых компромиссов. Но без переговоров, откровенного обсуждения выйти на договоренности невозможно.
Эти предложения могут вызвать критику и даже неприятие. Однако очевидно, что на данный момент никто не владеет «магической формулой» решения проблемы мирного договора. Не случайно премьер Абэ после переговоров в Москве говорил, что «не существует волшебной палочки, чтобы с ее помощью одним взмахом все решить».  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1976
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4020
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3059
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2495

Другие новости