0
3811
Газета Политика Интернет-версия

19.05.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Не догоню, но согреюсь

Леонид Радзиховский

Об авторе: Леонид Александрович Радзиховский – политолог.

Тэги: запад, санкции, россия, украинский кризис


запад, санкции, россия, украинский кризис Главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав. Фото Reuters

Действие, как известно, равно противодействию. Экономические санкции против России бумерангом бьют и по западной экономике! Да, при столкновении «Мерседеса» и «Жигулей» последним, конечно, достанется больше – однако владельцу «Мерса» от этого не легче! Западный (особенно европейский) бизнес много раз прямым текстом объяснял – как ему невыгодна и опасна экономическая война.

Поэтому западные политики избрали другое «оружие возмездия» – бить не мяч, а игрока, вводить санкции не против российской экономики, не против отдельных компаний, а просто против отдельных людей из ближнего круга Путина.

Индивидуальные санкции – известный «болевой прием» Запада – применяются довольно часто. Не знаю, какой эффект они дают по отношению к разным странам, но в отношении России эта попытка с негодными средствами.

Но она очень любопытна – показывает механизм принятия решений на Западе.

Санкции против лиц из ближнего круга Путина, которые участвуют в выработке, а главное – в реализации решений по Украине, могут быть эффективны, то есть изменить поведение этих людей, в том случае:

Первое. Если данные чиновники держат (прячут!) основную свою собственность в странах «потенциального противника».

Второе. Если в отношении их верно выражение: «Где сокровище ваше – там и сердце ваше». Если самое для них «по жизни» важное и ценное – эта самая собственность. И ради ее сохранения они, естественно, готовы на любые телодвижения. 

Третье. Если у них нет (или очень слабы) противопоказания к проведению прозападной политики. То есть или эти люди вообще абсолютно «аполитичны», «внеидеологичны», а слова типа – «национальный интерес», «государственный престиж» считают пустым сотрясением воздуха, «ТВ-жвачкой для ширнармасс». Нет для них никаких «интересов», кроме лично-семейных. Или же если они сами «в душе» разделяют как раз западный взгляд на политические процессы на той же Украине. 

Вот при совпадении всех этих условий «плохиши» из российской элиты и правда готовы за «банку варенья и коробку печенья» (или, вернее, за сохранность своих «банок и коробок» на Западе) менять по мере сил политический курс.

И здесь мы сталкиваемся с интересной проблемой.

Что, собственно, дает основания западным политикам считать, что политическое окружение Путина состоит из вот таких «плохишей»?

Дело в том, что именно так годами описывают «российскую элиту» различные российские СМИ. И хотя понятно, что это преувеличение – но всего лишь преувеличение, а не выдумка. Среди российской бизнес-элиты и бюрократии и действительно было и есть большое число людей, которые являются «внутренними эмигрантами», работают в России «вахтовым методом» – замолачивают здесь деньги, а хранят их на Западе, да и семьи переправили туда. Бесспорно, для этой группы западные санкции – ограничения на поездки, арест счетов и т.д. – являются Национальной Катастрофой, единственной реальной катастрофой. И чтобы избежать таких – морально и материально убийственных для них санкций, – они готовы на все.

Многие российские оппозиционеры свято убеждены, что такова психология всей российской элиты, включая ближний круг Путина. Они и убедили в этом своих западных спонсоров. Что ж – если бы это было так, тогда «точечные санкции» привели бы к параличу всей Системы, а затем к ее фактической капитуляции.

Но получилось совершенно не так!

Эти санкции ни в малейшей мере не изменили ни политику России, ни даже риторику тех, против кого они направлены!

Почему?

Да потому, что вся эта картина абсолютно фантастична и глубоко неверна. Прозападная элита существовала и существует в России. Но ее влияние сначительно меньше, чем было еще в начале нулевых. Она осталась и в бизнесе, и в СМИ, и в бюрократической среде (во втором эшелоне). Есть в России и чиновники (в том числе в правительстве) с многомиллионными официальными доходами, декларирующие, в том числе на Западе, огромное имущество. И что характерно – почти никто из этих людей не попал «под санкции».

Но вот в ближнем круге Путина – среди высшей политико-силовой элиты – ситуация принципиально иная.

Это, вполне понятно, неизбежно. По мере того как политика России становилась все более «независимой от Запада» или «антизападной», все больше вела себя как страна, которая дорожит отнюдь не оценкой «от западной училки», а какими-то сугубо своими, собственными соображениями – во вполне определенную сторону менялся «личный состав» и настроения высшей политической элиты. И вот количество, как говорится, перешло в качество.

По всем пунктам – отрицательный ответ.

У людей из политико-силового руководства нет большого имущества на Западе, «персонального стабфонда», не живут там и их семьи.

Зато у них есть вполне определенные политические взгляды, убеждения, цели – и это для них совсем не отмазка, не пустые слова. Таково их мировоззрение, их самоопределение. Эти взгляды соответствуют той самой политической линии, которую сформулировал Путин, а они проводят. И ясно, что менять свою систему ценностей, убеждений, изменять своим взглядам и служебным обязанностям под влиянием чьих-то «санкций» они не собираются, да и просто не могут психологически.

Поэтому любое давление и запугивание этих людей, как говорится, контрпродуктивно. Насколько бессмысленны такие попытки, особенно четко видно на «внутренних примерах». Дело в том, что российская оппозиция, не имея в силу разных причин ни популярности, ни политического влияния, ни просто программы действий, тоже пытается на свой лад «вводить санкции» против политического руководства России… На практике это сводится к попыткам портить жизнь их семьям. Например, «дачные прогулки» непримиримых оппозиционеров вокруг дома Володина не только характеризуют мораль этих «демократов», но и говорят об уровне их интеллектуальной адекватности. Можно пытаться травить его родственников – но очень уж странно думать, что это изменит его политическую линию.

Кстати, российские политики – не исключение. Так вообще устроены все взрослые нормальные люди – в любой стране. Не думаю, что арест счетов сенаторов США (если бы у них были, допустим, счета в России) заставил бы их «сменить идеологию и политику» – скорее только ожесточил бы. Забавно только, что российских политиков те же самые сенаторы – под влиянием своих «экспертов», «специалистов по Путину» – меряют совсем иной меркой.

Политическая борьба – вещь жесткая, часто – жестокая. Но она ведется политическими методами. А «личные санкции» в такой борьбе описаны гроссмейстером Остапом Бендером: «Ласкер дошел до пошлых вещей… Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтоб дым противней был». Но дым от дешевых сигар не мешает играть – ни Путину, ни его команде.

Так каков же смысл таких «санкций»? Он очень невелик. Впрочем, если делать нечего, а что-то изобразить нужно, остается известный выход. «Не догоню – так хоть согреюсь».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2054
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3048
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2426
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2431

Другие новости