На фото Сергей Катасонов. Фото пресс-службы оренбуржского регионального отделения ЛДПР
Давно известно, что во время предвыборной кампании все средства хороши. Легче всего электоральные баллы зарабатываются на социальной напряженности, и, если ее не существует, значит, надо ее создать. За примерами далеко ходить не нужно: депутат Госдумы от Оренбургской области Сергей Катасонов решил нарастить свой политический капитал, используя проблемы авиакомпании «Оренбургские авиалинии». Парламентарий не остановился даже перед тем, чтобы потратить часть личных или партийных средств на подогрев протестных настроений населения.
Напомню предысторию: компания «Оренбургавиа», на фоне падения пакетного туристического рынка испытавшая финансовые трудности, сейчас сливается с другой авиакомпанией – «Россия» - в рамках планового проекта «Аэрофлота», владеющего обеими.
Слияние всегда оставляет недовольных, это норма. Такие конфликты обычно улаживают без привлечения внимания общественности. Кризис наступает, когда в дело пытаются вмешаться политики. Причем политики определенного склада, действия которых напоминают одно элегантное животное в посудной лавке… Практически всегда очевиден их собственный, сугубо утилитарный интерес. Мало сказать, что он заканчивается ровно после завершения очередной избирательной кампании, можно еще отметить, что политикам необходимо поддержание стрессового состояния у заинтересованных в развитии конфликта групп. В этом случае медиаинтерес, а значит, и внимание потенциального электората, гарантированы.
Вот в рамках предвыборной кампании и можно рассматривать попытку депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Катасонова использовать недовольство группы лиц, причастных к «Оренбургавиа», для того, чтобы «прокачать» свой политический потенциал.
Меры, предпринятые депутатом, были традиционными: письмо президенту РФ, где излагались чаяния ущемленных интересантов. Дело на первый взгляд благое, но дьявол, как известно, кроется в деталях… Впрочем, интерес депутата Катасонова лежал на поверхности – такое письмо можно предъявить потенциальным избирателям в качестве вещественного доказательства своего участия в общем деле.
Второе письмо по делу от его имени получил уже профильный помощник президента Игорь Левитин. Оно также было наполнено драматизмом. И это письмо можно было «подшить в папку» избирательной кампании Катасонова, что и было, уверен, сделано с канцелярской дотошностью.
Имеется еще и третье письмо – на имя генпрокурора Юрия Чайки и главы Минтранса Максима Соколова. Очевидно, депутат Катасонов решил вести эпистолярную историю своей борьбы до конца: в этом письме он указал на возможные нарушения «Аэрофлотом» трудового законодательства, что, по мнению депутата, чревато серьезными социальными последствиями. Такое «сгущение красок» должно было дорогого стоить.
В период предвыборной борьбы многие политики становятся, так сказать, «всеядными», и это вызывает особенное сожаление. Такое измененное состояние не позволяет адекватно оценивать реальность и прежде всего экономическую активность отдельных крупных компаний, поэтому к подобным эксцессам, возможно, следует относиться с пониманием.
Самого депутата Катасонова даже можно было бы понять, если бы он занимал конструктивную позицию по данному вопросу, а не взывал к эмоциям. Однако рефлексии противников слияния авиакомпаний под патронажем «Аэрофлота» – всего лишь рефлексии, так как сопровождаются довольно слабым тезисным рядом контраргументов.
Последнее обстоятельство заставляет задуматься над тем, что и написанные депутатом официальные письма – скорее политтехнологический продукт, нежели реальная забота о населении региона в целом и персонале авиакомпании «Оренбургавиа» в частности.
Эта авиакомпания испытывает, подчеркнем, серьезные проблемы, которые и пытается решить ее собственник. Однако Катасонову не нравится уже действующая схема вывода «Оренбургавиа» из кризисного состояния, и он предложил передать компанию на баланс региона.
С учетом того, в каком состоянии в условиях кризиса и бюджетного дефицита на федеральном уровне, а также долгового обременения, находится этот бюджет, он может просто не выдержать дополнительной нагрузки. И кому после всего этого будет по-настоящему плохо? Вопрос, конечно, риторический.
Вероятно, господину Катасонову некому было указать, что использовать компании с государственным участием для набора политических очков даже в предвыборный год, мягко говоря, нехорошо. Такие компании выполняют не только социальные задачи, но и стратегические – для государства и общества. Мешать их реализации означает идти вразрез с интересами обоих.
Тем более некорректно было выводить, так сказать, интересные обстоятельства своей избирательной кампании на федеральный уровень, задействуя письма президенту и его помощнику: руководство авиакомпании «Россия» и представители ПАО «Аэрофлот» довольно внимательно отнеслись к проблемам персонала «Оренбургавиа», и нужды в раздувании политического скандала не было никакой. Однако группа интересантов пошла дальше: было даже организовано целое псевдообщественное движение «Стоп Аэрофлот», видимо, для силового информационного воздействия на сотрудников этой компании.
Блогерское расследование показало, откуда у этого слона уши растут. Домен движения «Стоп Аэрофлот» зарегистрирован на Сергея Катасонова, а адрес регистрации совпадает с адресом отделения ЛДПР в Оренбурге. В рекламу и раскрутку движения уже вложены немалые средства – то ли самого Катасонова, то ли партии. Часть из них ушла на разработку сайта, часть – на привлечение интернет-ботов, проплаченных постов и прочих ухищрений для набора популярности, столь же безнравственных, сколь и эффективных. Правда, в итоге само это движение пока «существует» в интернет-пространстве, но, как говорят, «лиха беда – начало»…
Использование таких сомнительных политических технологий невольно «бросает тень» и на самого Сергея Катасонова: он явно выбрал не очень удачный объект для политической «подпитки». Возможно, компетентным органам уже пора обратить внимание на фактический подкуп избирателей и дать оценку чистоплотности этого депутата.
Такого рода ситуации складываются, впрочем, когда налицо отсутствие собственных политических результатов, а получить дополнительные электоральные очки очень хочется.