0
4644
Газета Политика Интернет-версия

08.04.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Избиратели требуют протоколов голосования

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – руководитель Центра экономических и политических реформ.

Тэги: кс, выборы, общественное наблюдение, избирательные права


кс, выборы, общественное наблюдение, избирательные права Фото Reuters

На сайте Конституционного суда РФ появилась новость о том, что один из российских избирателей подал жалобу о признании неконституционными ряда норм федерального законодательства о выборах, касающихся наблюдения и установления итогов голосования. Речь идет о событии, которое может иметь немаловажные последствия для будущих думских выборов. По традиции их главной проблемой является степень доверия к ним со стороны электората, кандидатов и партий.

Суть жалобы в том, чтобы разрешить избирателям присутствовать при подсчете голосов на участке и затем получать на руки заверенные протоколы участковых комиссий (УИК) об итогах голосования сразу после их составления. Напомню, недавно был принят федеральный закон, ограничивающий права наблюдателей от партий и журналистов.

Из иска в КС понятно, что гражданин, не особо уверенный в честности выборов на своем участке, попросил пустить его на подсчет голосов и выдать протокол об итогах голосования. Однако избирком ему отказал, потому что в законе зафиксирован закрытый список лиц, кому можно выдавать протоколы и кого можно пускать на участок при подсчете бюллетеней. Недовольный отказом, избиратель пошел в суд, однако его развернули и там. После этого он написал жалобу в КС, прося признать норму, по которой ему отказали, неконституционной.

Какие последствия может иметь это событие?

В настоящее время только партии и кандидаты вправе следить за честностью выборов, направлять наблюдателей, быть на участках. И они зачастую жалуются на то, что протоколы об итогах голосования, составленные участковыми комиссиями, потом не совпадают с протоколами, введенными вышестоящей территориальной комиссией (ТИК) в ГАС «Выборы». Иначе говоря – высказывают подозрения, что протоколы после их отправки из УИК в ТИК подделываются, их данные фальсифицируются.

Практически после каждой кампании партии отправляются в суд со своими копиями протоколов, выданными на участках и не совпавшими с протоколами, легшими в основу результатов выборов. И каждый раз суды им шаблонно отказывают: дескать, вы, господа, подделали протоколы, вы сами их и сфальсифицировали. А подлинные – это те документы, на которые ссылается ТИК. Доказать в этом случае ничего невозможно.

Конечно, кандидата нетрудно обвинить в предвзятости. У него теоретически есть мотивация подделать протокол в свою пользу. Но ведь протоколы и правда могут фальсифицироваться комиссиями. Надо признать, что именно так нередко и происходит – и в основном как раз на этапе обработки протоколов в ТИКах. Тут есть масса возможностей переписать протокол или просто ввести не те данные в ГАС «Выборы» – а потом ищи ветра в поле.

Поэтому ход мысли избирателя, обратившегося в КС, верен. Нужен независимый арбитр – тот, кто может проконтролировать выборы без предвзятости. Кто это может быть, кроме самих кандидатов, судов, доверия к которым, увы, немного, и уж тем более избиркомов, подконтрольных власти?

Вывод очевиден: независимый наблюдатель – вот кого не хватает на участке. В этом плане право избирателя самому брать на себя функцию контроля за выборами логично. В конце концов, именно он – главный на выборах, он голосует, он носитель демократической власти, как бы пафосно это ни звучало. Странно, но именно у избирателя в России нет права получить копию протокола и посмотреть, как считают голоса. У партий это право есть, оно есть даже у иностранных наблюдателей, но не у избирателя. Напоминает транспарант из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: «Дети – хозяева лагеря», хотя в реальности хозяином там был директор и его администрация.

Международные юридические нормы – на стороне избирателя, подавшего жалобу. Так, в п. 46 Свода рекомендуемых норм при проведении выборов, принятого Венецианской комиссией Совета Европы в 2002 году, сказано: «Допускается присутствие при подсчете голосов зарегистрированных на этом участке избирателей».

Но в то же время немного смущает одно (и это, безусловно, станет аргументом против логики заявителя) – вот придет пара сотен избирателей на участок, как тогда работать комиссии? Должен быть, значит, некий разумный ограничитель. И тут логичным было бы вернуться к институту общественного наблюдения на выборах, который существовал у нас до 2005 года.

Кстати, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах СНГ (Кишинев, 07.10.02; ратифицирована законом от 02.07.03) в п. 5 ст. 7 гласит: «Соблюдение принципа открытости и гласности выборов должно обеспечивать создание условий для осуществления общественного наблюдения за выборами».

Между прочим, в отличие от рекомендаций европейских экспертов Конвенция СНГ – это юридически значимый документ, который должен исполняться в РФ. Тем более что мы ее сами же когда-то и разработали (Александр Вешняков, экс-глава ЦИКа, не даст соврать). А теперь не выполняем.

Пусть право направлять наблюдателей будет, например, у общественных организаций и, что более важно, у избирателей данного участка. Провели собрание, делегировали три–пять человек разных взглядов, и пусть наблюдают, берут копию протокола, а потом сверяют с тем, что будет введено в ГАС «Выборы». Аргументов против такого решения нет. Тут нет ни пресловутой «пятой колонны», ни майдана, ни страха, что работа комиссии будет парализована. И в то же время это нормальный, эффективный контроль – ну если, конечно, общественных наблюдателей не вышвырнет с участка полиция. Такое, конечно, тоже вполне может быть.

Общественное наблюдение и присутствие избирателей на участке, свободное получение документов об итогах голосования (ну не гостайна ведь!), без сомнения, повысят доверие к выборам, которого нам катастрофически не хватает. Или власти есть чего бояться? Если избиратели увидят своими глазами, что все посчитали честно, то никакие «враги» не убедят их в обратном. Избиратели-то уж точно не «пятая колонна», и их нельзя обвинить в раскачивании лодки. Это вообще их лодка! Хотя мы об этом как-то совсем забыли.

Данная мера соответствует и логике самого КС, который в 2013 году разрешил избирателям обжаловать итоги голосования на своих участках. Раз можно обжаловать, можно и наблюдать. Эту мысль стоит развить и реализовать. Есть шанс как раз успеть к выборам. Ждем! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
614
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
569
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
648
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
599

Другие новости