0
3461
Газета Политика Интернет-версия

24.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. На диктаторском правом фланге без перемен

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин – политолог, директор Центра политического анализа.

Тэги: несистемная оппозиция, скандалы, расследование, парнас, яблоко, выборы


несистемная оппозиция, скандалы, расследование, парнас, яблоко, выборы Фото сайта parnasparty.ru

В России последних лет есть постоянный генератор квазиполитических новостей в духе слогана некогда популярной программы «Максимум». Скандалы, интриги, расследование – это про российских оппозиционеров, которых принято называть несистемными.

Несистемными, впрочем, их сегодня назвать в прямом смысле нельзя. Партийная реформа 2012 года включила в поле системной политики всех, кто вообще хоть как-то мог или хотел заниматься политической деятельностью, а покойный Борис Немцов смог завоевать мандат на выборах в Ярославле и предоставил своим соратникам право выдвигаться в Госдуму без сбора подписей. Словом, добро пожаловать в серьезную политику, ребята.

Однако «ребята» сегодня ведут себя так, что впору припомнить другое определение, которое прочно пристало к ним примерно в то же время, когда они стали «несистемщиками». Называли их тогда политическими маргиналами, и это звание они готовы оправдывать раз за разом, сколько возможностей для легального политического процесса им ни предоставь.

В чем заключается маргинальность радикальных оппозиционеров? В том, что никакой самой простой задачи они толком решить не могут. Зато успешно генерируют те самые скандальные информационные поводы, иногда просто на пустом месте. Вот анонсирует ПАРНАС свой съезд – мол, 18 июня уже он пройдет. В целом неплохая задумка, ведь указ о назначении выборов подписывается не позже, чем за 90 дней, и партия будет со своим съездом первой среди всех конкурентов. Хорошая пресса, внимание политизированной публики, активная мобилизация сторонников и т. д. Но буквально накануне предполагаемого съезда приходит известие: он переносится на начало июля, когда свой съезд проводит львиная доля российских партий, включая одну из основных конкурирующих с ПАРНАСом сил – партию «Яблоко».

В самой партии сетуют на «технические причины» – мол, не успели подготовить съезд. Правда, полуофициально в партии говорят, что дело не столько в вопросе технического характера, сколько во внутренних партийных разборках. Руководство партии до сих пор пытается понять: стоит ли признавать результаты де-факто провальных праймериз и на их основании сформировать список или забыть про них и формировать список так, как того захотят Михаил Касьянов и его ближнее окружение. Вопрос о праймериз это и вопрос конфликта Касьянова с Ильей Яшиным, который результаты праймериз не признал и, по сути, требовал их отмены. В общем, в партии накануне съезда наблюдается полнейший раздрай.

Сам процесс проведения праймериз ПАРНАСа был под стать скандалам накануне съезда. Партийцы ухитрились опять провалить явку на предварительное голосование, как это было в ходе серии региональных кампаний в 2015 году. Несколько тысяч проголосовавших на федеральных праймериз ПАРНАСа – это даже для карликовой партии откровенный позор. Правда, непризнание результатов праймериз – позор не меньший, и в результате ПАРНАС сам себя загнал в положение, которое шахматисты называют цугцванг. То есть «принуждение к ходу», положение, когда любой ход ухудшает позицию.

Хотя какая там позиция! То, что маргинальные оппозиционеры назвали «демократической коалицией», дышало на ладан с первого часа своего существования. Там надо было только выбрать для метафоры одну из басен Крылова – либо «Лебедь, рак и щука», либо «Квартет». Распад объединения себя ждать не заставил: последовательно от коалиции откололись партии Андрея Нечаева и Владимира Милова, а затем начались ожидаемые разборки с Алексеем Навальным. Михаил Ходорковский, который создание Демкоалиции на словах поддержал, по факту денег ни Касьянову, ни Навальному давать не хотел. У Ходорковского свой резон (прежде всего простая и понятная политическая месть), и спонсорство амбициозных, но малоперспективных «политиков» за «просто так» туда вряд ли входит.

Это, кстати, создало другую серьезную проблему для оппозиционеров: а кто будет платить за политический процесс? Выборы – удовольствие дорогое. Допустим даже, что условные 25 млн Навальный мог бы рассчитывать собрать посредством краудфандинга, но этого не хватит даже на качественную кампанию по одномандатному округу в Москве. Касьянов, вероятно, будет существенно богаче Навального, но он человек очевидно прижимистый и своих собственных денег на кампанию давать не хочет.

Как идти на выборы без денег? Варианты в теории имеются – привлечь ресурсных кандидатов, договориться о коалиции с реальными, а не номинальными (как партии Нечаева и тем более – Милова) политическими игроками. Но Касьянову этого сделать не удалось и в силу личных необоснованных амбиций, и в силу того, что общее состояние его партии оставляло желать лучшего для потенциальных партнеров. Тем более они видели, как Касьянов поступает с любыми политическими партнерами. Примером тому хотя бы Владимир Рыжков, которого Касьянов с Немцовым беспардонно и нагло выкинули из собственной партии. Материнской структурой для ПАРНАСа была Республиканская партия России, одним из основателей которой был как раз Рыжков.

Сам Владимир Рыжков в результате выдвигается от «Яблока» и вряд ли захочет иметь с Касьяновым общие дела в сколько-нибудь обозримом будущем. Таким же образом поступили и многие другие перспективные кандидаты в российских регионах. «Яблоко» – известный избирателю бренд, партия с собственной широкой региональной сетью, с более или менее понятной и функционирующей внутрипартийной демократией. Понятно, что идти к ПАРНАСу, в диктаторскую и неизвестную массовому избирателю структуру, демократические кандидаты при прочих равных не особо спешат.

ПАРНАС на словах не оставляет попыток как-то договориться о союзе собственно с «Яблоком». Это для Касьянова было бы неплохим выходом:  если его кандидаты провалятся все до единого, можно переложить ответственность на «Яблоко», а в случае маловероятного успеха списка  потребовать свою дольку. Но в «Яблоке» это тоже неплохо понимают, потому переговоры малопродуктивны и все окончится, судя по всему, ничем.

Алексею Навальному партия Касьянова тоже больше не нужна. Во-первых, Навальный – политик откровенно вождистского плана, недоговороспособный харизматик. Во-вторых, он хорошо понимает, что выборы ПАРНАСа сейчас выстраиваются под Касьянова, а сам Навальный не сможет потребовать в результате даже роялти за использование собственного бренда. Мог бы, наверное, потребовать сильно гипотетический мандат, но уголовные дела и судебные приговоры лишили его возможности баллотироваться на ближайшее десятилетие. Потому и не спешит Навальный присягать «демократической оппозиции».

Без денег, партнеров и ресурсов у ПАРНАСа остается еще один вариант  «уйти красиво». То есть заявить, что «кровавый режим не дает единственно правильным демократам честно побороться на выборах», и не пойти на выборы вовсе. Касьянова в период его премьерства недоброжелатели именовали «Миша 2 процента». Если ПАРНАС сейчас выйдет на выборы, то после всех скандалов в лагере маргинальной оппозиции как бы не получилось «Миша 0,2 процента». Так что решение «слиться с выборов», быть может, и не такое дурное. Тем более что последние события все более убеждают: ПАРНАС Касьянова уверенно следует именно в логике неучастия в выборах вовсе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
861
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
874
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1599
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2391

Другие новости