На фото заседание комитета ГД по делам национальностей. Фото сайта www.duma.gov.ru
В комитете Госдумы по делам национальностей подготовлен план по совершенствованию изучения и преподавания языков народов России. Депутаты обобщили предложения, полученные из всех национальных субъектов РФ, и уже направили их в Минобрнауки. В качестве компенсации за отмену обязательного изучения титульных наречий последним обещана широкая господдержка. Но ряд регионов все же настаивает на возврате языкового статус-кво.
По словам главы комитета ГД по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова, в первую очередь национальным языкам нужны стандарты на федеральном уровне. В резолюции комитета, состоящей из 22 пунктов, говорится о «необходимости разработки единых рекомендаций по преподаванию и изучению государственных и родных языков в общеобразовательных школах».
В заключении комитета также отмечается, что на сегодняшний день только восемь примерных образовательных программ прошли экспертизу на федеральном уровне. Сам же депутат напомнил, что в реестре федеральных учебных пособий по родным языкам представлены материалы лишь от нескольких субъектов РФ. «У нас 24 языка в системе образования, около 60 языков изучаются как предмет. У нас сегодня имеются у татар, якутов, хакасов и еще нескольких народов свои утвержденные учебники, расположенные в федеральном реестре. У других – нет», – заявил Гильмутдинов.
В комитете, кстати, раскритиковали порядок формирования этого федерального перечня. По мнению депутатов, действует формальный подход – например, к их экспертизе не привлекаются специалисты из регионов. В письме к Минобрнауки подчеркивается необходимость такого рода экспертиз.
Упомянута в этом документе и работа с кадрами – совершенствование педагогической подготовки учителей, бесплатная довузовская подготовка и другие льготы для абитуриентов, выбирающих направление «Языкознание». В ГД считают, что необходимо принять меры, чтобы остановить сокращение количества ученых, которые занимаются изучением языков, фольклора и литературы коренных народов России. Нужны и фундаментальные научные исследования – скажем, помощь народам, не имеющим письменности, в ее создании. Депутаты поддерживают инициативы о создании специализированного Центра по методическому сопровождению изучения языков и даже Совета по этнокультурному образованию при Минобрнауки.
И, конечно, не забыты «проведение олимпиад по государственным языкам регионов, фестивалей языков коренных малочисленных народов, всероссийской научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка».
Депутаты настаивают, что для сохранения национальных языков их обучение нужно вводить с ясельного возраста, для чего требуется разработка специальных программ в игровой форме. Профильный комитет ГД также выступил за мониторинг состояния и развития языков народов России.
Напомним, что споры о преподавании госязыков коснулись 22 национальных субъектов РФ – и все они сейчас вынуждены будут исполнять решение федерального Центра о замене обязательного обучения на добровольное. Наиболее обостренной обстановка остается в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и Коми.
К примеру, в последней республике проводятся пикеты с требованием отменить приказ регионального Минобраза, сохранив преподавание коми-языка как обязательного во всех школах и детских садах. Лингвисты же из Калмыкии вообще выступили с заявлением, что национальный язык республики оказался на грани исчезновения. Дескать, менее половины ее жителей свободно говорят на калмыцком, а в школах его уже преподают как иностранный.
В некоторых регионах, чтобы снизить протестное настроение, решено ввести безбалльную систему оценивания успеваемости по национальному госязыку. Власти ряда республик, в частности Удмуртии, заявили, что для сохранения нацязыка потребуются дополнительные программы и учебники, на разработку которых нужны деньги, которых в их бюджетах нет.
На недавней пресс-конференции, отвечая на вопрос об обострившейся проблеме образования на национальных языках, президент Владимир Путин напомнил, что «люди должны иметь возможность обучаться на родном языке – будь то чеченский, татарский или любой другой». Но при этом он опять подчеркнул, что плохое знание русского – как языка межнационального общения, на котором ведется преподавание в вузах, – может помешать в получении высшего образования.