Выступления горняков в Ростовской области проходят на протяжении последних двух лет. Фото с сайта www.kavkaz-uzel.eu
Сегодня в Ростове-на-Дону открывается мобильная приемная президентского Совета по правам человека (СПЧ). В нее направятся в том числе и горняки из города Гуково, которым уже несколько лет не удается получить долгов по зарплате. Однако после вступления шахтерских активистов в движение «За социальные права», проблема, похоже, начинает решаться. У других наиболее известных протестных групп – дальнобойщиков и кубанских фермеров – дела обстоят хуже. Эксперты отмечают, что КПРФ, которая ранее старалась возглавить все социальные выступления, теперь, наоборот, от них стремится отстраниться.
Мобильная приемная СПЧ 20 декабря будет работать в здании администрации Ростовской области во время выездного заседания Совета. Консультации гражданам, пришедших с жалобами на нарушения социальных, экономических, трудовых и других прав, дадут глава СПЧ Михаил Федотов, ампред Совета Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены СПЧ Лев Амбиндер, Наталия Евдокимова, Ирина Киркора.
Глава СПЧ обещал лично встретиться с шахтерами, которым вот уже больше двух лет не могут до конца выплатить зарплату. Ранее, при активной поддержке КПРФ, горнякам уже вернули долги за 2016 год в сумме 308 млн руб. Однако, по их подсчетам, за разорившейся компанией «Кингкоул» осталось еще 374 млн. Горняки все это время требуют от власти мер по погашению задолженности, однако, по их мнению, губернатор Василий Голубев игнорирует эти требования, а федеральные власти отказываются вмешаться.
Как рассказал «НГ» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, «подвижки в решении проблем шахтеров начались после того, как они вошли в движение «За социальные права»: органы власти начали думать, как решить проблемы, шахтеров приняли в администрации президента (см. «НГ» от 13.12.17), а теперь с ними встречается и СПЧ». Миронов специально напомнил, что данное движение носит неполитический характер.
Координатор протеста шахтеров Валерий Дьяконов сказал «НГ», что губернатор по-прежнему их не слышит: «Недавно разогнали пикет, трем людям присудили штрафы по 20 тыс. руб.». По словам Дьяконова, помощь от КПРФ идет только через депутата Госдумы Валерия Рашкина, который по просьбе шахтеров активно посылает запросы в разные инстанции. Активность самого Дьконова, который возглавляет один из местных горкомов Компартии, тоже не осталась незамеченной – около 40 шахтеров изъявили желание вступить в ее ряды.
Однако на уровне федерального руководства КПРФ внимание и к горнякам и прочим протестным группам в последнее время значительно сократилось, хотя, казалось бы, именно в предвыборный период выступления трудящихся представляют собой ценный электоральный ресурс. Тем более, что с требованиями справедливости выступают отнюдь не только шахтеры.
Например, Объединение перевозчиков России (ОПР) с 15 по 25 декабря проводит забастовку по всей стране. Как сообщила «НГ» координатор ОПР Мария Позухина, бастует порядка 40 регионов и несколько десятков тысяч водителей. Причем, кто-то просто отказывается от перевозок, а кто-то устроил стоянки с плакатами. По ее словам, в ряде регионов, скажем, в Красноярском крае уже чувствуется нехватка машин, выросли ставки на оплату труда дальнобойщиков. Дальнобойщики всегда подчеркивают, что у них неполитический протест, от взаимодействия с партиями и движениями они отказываются. Но при этом лидер ОПР Андрей Бажутин собирается баллотироваться в президенты.
Еще одни известные протестанты – это крестьяне Краснодарского края. По слвоам лидера «Вежливых фермеров» Алексея Волченко, агрохолдинги продолжают отбирать у них земли, суды – выносить решения в пользу монополистов, попытки протестовать пресекает полиция. «Я еще в сентябре встречался с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, он обещал помочь, но подвижек пока нет. Нам реально помогают прокуратра, СК и ФСБ, но все они наталкиваются на судебные решения и помощь буксует». Фермер отметил, что в администрации президента, несмотря на обещания чиновников, их так и не приняли. «После выборов мы обратимся к новому президенту. Если он нас не услышит, то мы вновь устроим тракторный марш на Москву», – заявил Волченко. По его словам, крестьяне уже не шарахаются от политиков, но никакой помощи от партий нет, в том числе и от коммунистов.
Источник «НГ» в КПРФ подтвердил, что системно трудовыми проблемами Компартия сейчас не занимается, все зависит от активности обкомов и горкомов. «Сейчас руководство интересуют только выборы, поэтому задачи по работе с трудовым коллективом спустили вниз. Зюганову трудно сейчас приходится: сверху на него давит Кремль, снизу – региональные отделения», – пояснил собеседник «НГ».
Как считает ведущий эксперт Центра политических технологи Алексей Макаркин, КПРФ уже давно не рабочая партия. «Компартия – это партия старшего поколения, номенклатуры, ностальгирующих по СССР», отметил эксперт. Кроме того, по его словам, КПРФ сейчас озабочена взаимоотношениями с властью: «Зюганов серьезно опасается не получить второе место на выборах. И есть опасение, что если в партии начнут помогать протестующим группам, то бонусов это никаких не принесет, а отношения с Кремлем – испортит».
Неудачи же самих социальных протестов Макаркин объяснил сразу несколькими факторами. Во-первых, их расколами, когда разные группы делятся на радикалов и умеренных. Во-вторых, отсутствием протестующих на ТВ, то есть в спектре внимания широкой аудитории. «Даже Навальный, пусть заочно и как враг, но присутствует на телевидении, а фермеры, дальнобойщики и прочие – нет», – подчеркнул Макаркин. В-третьих, несмотря на то, что любой протест власти неприятен, на свой счет она воспринимает только политические выступления. Причем, чем они наиболее радикальные, тем больше шансов на внимание Кремля, хотя одновременно возрастает и риск репрессий, а потому многие протестующие на это и не идут. «Решать же социальные проблемы власть не спешит, поскольку это всегда задевает чьи-то частные интересы», – пояснил Макаркин.