Приехавшим из-за рубежа русским свидетельства о «дальневосточном гектаре» получить особенно трудно. Фото с сайта www.minvr.ru
В Институте демографии НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) эксперты обсудили корректировку госпрограммы переселения в Россию соотечественников. Нынешний ее вариант никак не может заработать эффективно. Русские переселенцы годами ждут очереди на возвращение в страну, при этом многим из них отказывают по совершенно незначительным основаниям.
Участники проекта «Собирание народа» под эгидой Форума переселенческих организаций (ФПО), организовавшие дискуссию, подготовили справку, где подробно описаны типичные нарушения госпрограммы. Документ уже передан в МВД и президентский Совет по правам человека (СПЧ).
По словам председателя исполкома ФПО Лидии Графовой, участие в этой программе является чуть ли не единственной возможностью для соотечественников получить гражданство. Однако «первичные надежды на нее не оправдались» – бывает, что русские переселенцы по семь лет пытаются оформить гражданство. По словам Графовой, документ нужно срочно модернизировать. Тем более что на его реализацию уже потрачено около 400 млрд руб., а результатов нет. «Куда делись эти деньги? Если программой, по сути, сумели воспользоваться единицы», – возмутилась правозащитница.
В справке говорится, что «органы МВД считают программу обузой для себя. И все больше увеличивается количество отказов в отдельных регионах – до 50% только с целью уменьшения очередей в миграционных структурах. Вместе с тем продолжает существовать система оказания коммерческих услуг по предоставлению возможности вступления в программу». Кроме того, речь о том, что программа привязывает участников к региону вселения, не позволяя переехать в другой, сохранив при этом полученные преференции.
Теперь еще появилась проблема с включением в программу украинских беженцев, прибывших не в массовом порядке, после февраля 2016-го из-за отсутствия квот они не могут получить разрешение на временное проживание (РВП).
Директор института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский убежден, что без миграционных процессов население России в ближайшие годы будет мельчать. И при такой опасной тенденции переезд соотечественников, а не, скажем, выходцев из Средней Азии – наиболее желательное решение демографических проблем. «Но программа серьезно пробуксовывает и нужны абсолютные переориентиры», – подчеркнул Вишневский. Также, с его слов, существует проблема учета и оценки масштабов миграции. Въезд из-за рубежа осуществляется практически бесконтрольно, поэтому в территориях вселения не могут спрогнозировать по времени приток переселенцев и соответственно подготовиться к нему.
По словам замдиректора института демографии НИУ ВШЭ Михаила Денисенко, на политическом олимпе сейчас заметно ослаб интерес к вопросам миграции. Он также напомнил, что к проекту Концепции миграционной политики вносилась масса дельных предложений, в основном репатриационного характера. Но их проигнорировали. В результате программа переселения превратилась скорее в кастинг трудовых ресурсов в отдаленные регионы. Например, в нее, как правило, не берут женщин старше 55 лет и мужчин за 60. «В программе в первую очередь не должно быть много критериев, особенно экономических. Привлечение «умов» – это задача других программ», – заявил Денисенко.
Однако представитель Управления по вопросам миграции МВД Зульфия Эсакаева заявила, что нет никаких особых критериев и требований к соотечественникам. Просто регионы проводят отбор по своему усмотрению. Но это уже, дескать, не вина федерального Центра: «Субъекты разрабатывают программы под свои социально-экономические возможности и принимают решения, исходя из намерений восполнить проблемные вопросы на местах». Кстати, в МВД все же предусмотрели некоторые послабления для переселенцев. Ведомство подготовило проект, согласно которому участники госпрограммы переселения, отказавшиеся от участия в ней, смогут воспользоваться госпрограммой еще раз. Правда, при условии что они возместят все убытки государству, связанные в том числе «с обеспечением соцподдержки и госгарантий». Также в документе говорится, что «в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником госпрограммы переселения, за лицами, указанными в свидетельстве переселенца, сохраняется статус члена семьи участника программы».
По словам Эсакаевой, к концу 2017-го в Россию переселились более 700 тыс. соотечественников. При этом этнические украинцы уже не являются основным потоком миграции. На первом месте Казахстан – оттуда приезжает около 30% соотечественников. Кроме того, представитель МВД рассказала: в том году субъектам РФ было выделено 200 млн руб. Из них где-то 70% уходят в приоритетные регионы расселения, такие как Дальний Восток и Байкал. Там переселенцы получают примерно 240 тыс. подъемных. В то время как в остальных регионах эта сумма составляет лишь 20 тыс. Она отметила, что на начало этого года кредит финансовой задолженности по выплатам составил 1 млрд руб., «но ее уже погасили». При этом треть соотечественников и не претендуют на получение компенсационных выплат.
Эксперты также посетовали на «мертвую» статью, что ребенок должен автоматически получать российское гражданство, если его получили оба родителя. На деле в таких ситуациях выносятся массовые отказы. Есть и проблема с постановкой на регистрационный учет. Даже если переселенец приобрел жилплощадь, он может зарегистрироваться по месту жительства по РВП только сам. Остальных членов семьи приходится прописывать в других местах – как правило, это «резиновые квартиры», за которые им грозит исключение из программы.
Из-за проволочек при подаче документов на РВП участники госпрограммы все чаще получают отказы в получении статуса и попадают под действие нормы «90 на 180». Чиновники требуют их выезда из России на три месяца. Привлекают к ответственности за превышение срока пребывания в РФ, не продлевают им временную регистрацию, а выезжать этим людям, как правило, уже некуда.
По словам начальника отдела демографического развития Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке Ивана Ефимова, действия чиновников противоречат Посланию президента, где он говорит о развитии Дальнего Востока. «Люди не против туда приехать – но у них на пути много подвохов». К примеру, нет бланков в консульствах или не всегда чиновники знают, что с ними делать, – правда, это проблема актуальна больше для дальнего зарубежья. В самом АРЧК предлагают оцифровать процедуру переселения – речь идет о возможности подачи документов и их отслеживании через Интернет. «Что позволит сделать процесс максимально прозрачным и в том числе отсеет лишних участников из числа псевдосоотечественников». Также эксперты готовят поправки, которые предусматривают, что переезжающие из-за рубежа соотечественники смогут подать заявку на «дальневосточный гектар» еще на стадии оформления гражданства. Сейчас для оформления этого участка земли нужно иметь доступ к программе госуслуг, а доступ возможен лишь при наличии СНИЛС, который есть только у россиян.
комментарии(1)
0
виктор 06:20 19.03.2018
В Казахстане нет паспортных столов, прописки, миграционных центров, поэтому соотечественники едут беспрепятственно, некому тормозить процесс. Приехало зарубежных казахов около 10 % от численности.