Заместителю министра обороны Юрию Борисову, возможно, придется отвечать за выполнение Государственной программы вооружения. Фото с сайта www.mil.ru
Возможное назначение на должность первого вице-премьера Антона Силуанова, который одновременно будет министром финансов, с настороженностью воспринято в военной среде. Его фигуру как продолжателя идей Алексея Кудрина о сокращении военных расходов связывают со снижением в последние годы уровня социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. Эту тему во время предвыборной гонки партия власти пыталась не будировать. И, похоже, новая президентская программа до 2024 года тоже оставит ее в стороне.
В указе президента Владимира Путина от 7 мая, определившем приоритеты развития страны, ни слова не сказано о проблемах укрепления обороны и безопасности РФ, а также о решении социальных проблем военнослужащих.
Хотя, как известно, свой прежний президентский срок Владимир Путин в мае 2012 года начал с серии указов, в которых два документа были посвящены планам строительства и развития армии, совершенствованию военной службы и социальной защиты военнослужащих. Сейчас армейское сообщество также ждет подобных указов. И есть большая вероятность, что президент в ближайшее время их подпишет. Однако общий курс, взятый на демилитаризацию страны, им уже обозначен.
Это мало кто заметил, но еще в декабре 2017 года, говоря о приоритетах военно-экономической политики РФ, Владимир Путин на итоговой коллегии Минобороны заметил, что «мы не будем втягиваться в истощающую нашу экономику бессмысленную гонку вооружений, не будем этого делать ни в коем случае». Он отметил тогда, что РФ сократит военные расходы с 4,1% от валового внутреннего продукта, которые были в прошлом году, до 2,8% от ВВП в 2018–2020 годах. И этот показатель, по словам Путина, «потом потихонечку еще даже будет снижаться». Позже, после подписания новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018–2027 годы, которая оказалась не такой масштабной, как ожидали военные лоббисты (всего 20 трлн руб., МО РФ просило 38 трлн руб.), Путин в Уфе 24 января 2018 года провел большое совещание, посвященное проблемам диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Он потребовал от правительства «повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего объема продукции ОПК, а к 2030-му – до 50%».
Видимо, с этим аспектом и связано предложение Дмитрия Медведева назначить на пост вице-премьера по ОПК заместителя министра обороны Юрия Борисова, у которого есть богатый опыт работы и службы в армии, а также в управленческих структурах, связанных с военной экономикой. Скорее всего Борисов будет отвечать не только за выполнение ГПВ-2027, но и за диверсификацию ОПК, а также развитие новых технологий. Во многом это ему адресованы строки президентского указа от 7 мая, в которых поставлена задача по «ускорению технологического развития Российской Федерации, увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа».
Между тем наметившееся в РФ сокращение военных расходов пока не сказалось на уровне и качестве новых вооружений. И вряд ли скажется, поскольку, как сказал Владимир Путин, особый акцент в ГПВ-2027 «будет сделан на оснащении войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, а также средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы». Эти вооружения, как известно, востребованы в военных конфликтах и показали свою эффективность, в том числе в Сирии.
Однако сокращение военного бюджета отрицательным образом сказалось на материальном уровне военнослужащих и военных пенсионеров. Глава думского комитета по обороне Владимир Шаманов уже обращал внимание депутатов на этот аспект. Давая в октябре прошлого года заключение на проект бюджета страны на ближайшую трехлетку, он отметил, что именно с подачи Минфина в 2013–2017 годах была заморожена индексация денежного довольствия военнослужащих, в результате чего из-за инфляции оно обесценилось почти наполовину.
«Если вспомнить, глава Минфина Антон Силуанов лично предлагал сократить расходы на военную медицину, – отмечает военный эксперт полковник Владимир Попов. – И против этого принципиально выступил министр обороны Сергей Шойгу. Глава военного ведомства сумел отстоять свою позицию в правительстве. Но если возникнет подобное предложение вновь, то «бороться» с Антоном Силуановым, когда тот окажется в ранге вице-премьера, будет сложнее», – считает Попов.
Председатель Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) Александр Каньшин рассказал «НГ» о том, что в его организацию поступают от военных пенсионеров вопросы, связанные с их социальной защищенностью. В частности, обращается внимание на то, что положения президентского указа № 604 от 7 мая 2012 года об обязательной индексации их пенсий на 2% выше уровня инфляции в последние годы выполнялись не в полной мере. Между тем новый указ президента РФ от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» тему армии и социальной защиты военнослужащих и отставников вообще не поднимает.
«У многих офицеров запаса, конечно, это в известной степени вызывает тревогу. Они хотят знать, как будут решаться вопросы их социальной защиты в будущем. Не понизится ли их жизненный уровень», – отмечает Каньшин. При этом он уверен, что «и вновь сформированное правительство, и лично президент Владимир Путин на эти аспекты уже в ближайшее время обратят внимание. Ведь от того, как государство относится к военным пенсионерам, во многом зависит престиж военной службы. И эти вопросы, конечно, в Кремле держатся на особом контроле», – отметил эксперт.
комментарии(0)