Новый кабинет министров пока направляет в Госдуму не самые важные законодательные инициативы. Фото с сайта www.government.ru
Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий список запретов для некоммерческих организаций (НКО) – иностранных агентов. У них отнимают право на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов, чтобы они не могли влиять на социальные и политические институты страны. Правда, сама власть на эту экспертизу почти никогда внимания не обращает. То есть перед нами еще один не имеющий отношения к жизни закон, на подготовку которого тем не менее было потрачено без малого шесть лет.
Речь идет о поправках в специальный закон об антикоррупционной экспертизе, который был принят в 2009 году по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева.
Правительство предлагает значительно сузить ряды так называемых общественных экспертов, которые должны регистрироваться на сайте Минюста.
В законопроекте, который уже поступил в Госдуму, указывается, что высказывать замечания к нормативным актам не смогут граждане, у которых есть неснятая или непогашенная судимость. Запрет вводится и для тех, кто оказался в реестре лиц, уволенных в результате утраты доверия. То есть это чиновники, которых отправили в отставку в основном как раз за участие в коррупционных действиях. Также отмечается, что экспертами не могут быть и действующие госслужащие всех уровней власти. В общем, в этой части проекта его разработчикам в логике не откажешь.
Однако поправки, похоже, написаны ради последних двух пунктов запретительного списка. В них значатся международные и иностранные организации и НКО-иноагенты. И большая часть пояснительной записки к законопроекту посвящена как раз обеим этим категориям. Им намерены отказывать в получении официального статуса независимых экспертов по той причине, что «недопущение возможности влияния указанных юрлиц на социальные и политические институты российского общества рассматривается как один из приоритетов в деятельности органов госвласти».
И хотя по Конституции у властей в приоритете значатся несколько иные задачи, дело даже не в этом, а в том, адекватны ли были усилия правительства, затраченные на подготовку данных поправок, существующей проблеме, если она, конечно, вообще есть. Почти десяток лет действия закона об общественной экспертизе показывает, что на самом деле интерес к ней не слишком высок. И прежде всего потому, что чиновники чаще всего отвергают замечания, которые поступают к ним снизу.
Подтверждением этому служит сам нынешний законопроект, экспертиза которого была проведена в мае прошлого года. Один из экспертов, скажем, заметил, что вообще-то предлагаемый прямой запрет ряду физических и юридических лиц высказать свое мнение противоречит Конституции. Но ему сообщили, что на самом деле иметь мнение им никто не запрещает, ограничивается лишь их право его высказывать в рамках официальной процедуры, а так они могут выражать его каким угодно способом. Такой ответ можно считать образцом настоящей казуистики.
Но, возможно, более интересной – для тех, кто недоумевает, отчего же наше правительство так долго обсуждает даже самые нужные стране решения, – будет информация об истории появления нынешних поправок об иноагентах. Поручение его разработать было выдано еще в сентябре 2012 года – причем от президентского Совета по противодействию коррупции. Минюст взялся за это дело не один, подключив к нему еще Минэкономразвития, Генпрокуратуру и правительственный Институт законодательства. Все вместе они и совершили эту трудную работу лет за пять.
комментарии(0)